Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Аддиктивное поведение у подростков Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте

С развитием медицины и техники можно заметить, что дети не прогрессируют, а начинают деградировать. Аддиктивное поведение подростков является серьезной проблемой, принимающей эпидемиологический характер. Оно заключается в стремлении получить удовольствие, расслабление от определенного вида деятельности или употребления психотропных веществ. Без соответствующего лечения аддиктивное поведение подростков приводит к разложению личности, слабоумию.

Определение расстройства

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте – серьезная проблема. В широком смысле аддикция подразумевает зависимость от чего-либо. Психика подростка, как и его тело, претерпевает ряд изменений. В этом возрасте еще до недавнего времени ребенок начинает осознавать себя функциональной единицей общества. Он остро нуждается в общении со сверстниками и признании. Главной проблемой у подростков становятся проблемы в общении.

В попытках уйти от тяжелой реальности подросток старается заглушить страдания посредством наркотиков, курения, просиживания в соцсетях, за компьютерными играми, беспорядочными сексуальными связями и пр. Аддикция может быть как незаметной, так и проявляться в тяжелой форме. Регулярные попытки уйти от реальности приводят к стойкой психологической, а затем и физической зависимости.

Говоря о патологических отклонениях в поведении подростков, можно наблюдать полиморфизм – употребление сразу нескольких веществ, которые помогают расслабляться. Часто отмечаются признаки нерегулярной аддикции, которая проявляется под влиянием социальных факторов: ребенок курит или употребляет наркотики только в компании определенных людей, а в остальном не меняется.

Опасностью является возможность перехода одного вида зависимости к другой. Различают два вида аддикции: химическую и нехимическую. Первая заключается в употреблении различных веществ, оказывающих стимулирующее влияние на нервные клетки. Вторая представляет собой любой вид деятельности, который приводит к деградации личности.

Профилактика

В подростковом возрасте все проблемы воспринимаются острее, поэтому важным мероприятием является своевременная профилактика аддиктивного поведения. Важно понимать, что аддикт сам по себе является дезориентированной личностью, проживающей в собственном мире.

У него занижена самооценка, он постоянно пребывает в стрессе, что провоцирует нарушения в работе ЦНС и всего организма. Профилактические мероприятия заключаются в психологическом воздействии на индивидов:

  • Подростку нужно осознать проблему, понять, что поможет сделать его счастливым.
  • Научиться позиционировать себя в мире, среди своих сверстников, дома. Подросток должен четко осознавать, кто он и чего хочет добиться, понять, кто из людей, находящихся рядом, действительно беспокоится о нем. К каждому умозаключению подводят очень осторожно, чтобы психологическая защита не сработала против вас.
  • Нужно помочь ребенку изменить свой образ жизни, найти занятие, которое будет влиять благоприятно на его душевное состояние.
  • Важно научить ребенка решать свои проблемы, а не закрываться от них путем аддиктивного поведения. Для этого используются различные тренинги и психологические упражнения. Важно обучить ребенка расслаблению путем медитации, визуализации или любого другого метода. Нередко аддикция начинает проявляться из-за больших умственных и физических нагрузок.
  • Заключительный этап профилактики подразумевает эффективный перенос полученных умений и понятий в реальную жизнь.

Основные стадии

Формирование аддикции проходит у подростков быстрее, чем у взрослых. Молодой организм, нестабильная психика – все это благоприятные факторы для развития психической патологии. С момента первой пробы до формирования абстинентного синдрома при отказе от определенного вида деятельности или вещества может пройти всего 2 месяца.

В подростковом возрасте аддиктивное расстройство проходит 4 стадии :

  • Первая стадия — знакомство с «предметом х». Ребенок редко ощущает удовольствие от своей деятельности. Этот момент является переломным, индивид нарушает внутренний запрет, разрушает границы, отказывается подчиняться своей совести.
  • Вторая стадия — ощущение удовлетворения от происходящего. Зависимость еще сформирована не до конца. Индивид продолжает из-за того, что ему не приходится прилагать усилия для получения удовольствия, а также для поддержания своего социального статуса в определенной группе людей.
  • Третья стадия — формирование психической зависимости. На этом этапе при химической аддикции, активное вещество препарата заменяет нейромедиаторы и самостоятельно проводит нервные импульсы, уничтожая постепенно клетки мозга. Нехимические виды аддикции заключаются в получении определенных ощущений путем совершения действий, в ходе которых вырабатывается дофамин – нейромедиатор, отвечающий за удовольствие. Длительный перерыв вызывает мучительные состояния абстиненции.
  • Четвертая стадия — формирование физической зависимости. При попытках ограничить свои действия, индивид начинает ощущать настоящую ломку, которая сопровождается определенными симптомами и может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

Причины

Аддиктивное поведение у подростков – серьезная проблема, которую может спровоцировать ряд факторов: биологических, психических, социальных.

  • Биологические факторы представляют собой ряд особенностей строения человеческого организма. Недостаток нейромедиаторов, проводящих нервный импульс, является главной проблемой. В роли проводящего элемента выступает серотонин. Его недостаток делает человека депрессивным, вечно недовольным и заставляет искать путь повысить содержание адреналина и дофамина. Основополагающим фактором является предрасположенность и наличие психических отклонений.
  • Психологические факторы. Пубертатный возраст – период формирования психики. Несформированный объект проще перенастроить и подавить. На состояние психики действуют умственные и физические перегрузки.
  • Социальные факторы. Желание быть в центре внимания, найти единомышленников, казаться круче всех, быть понятым в семье – список проблем пубертатного возраста, связанных с социумом, можно продолжать бесконечно.

Роль семьи

Главным фактором, влияющим на формирование аддиктивного поведения у подростков, является ситуация в семье. Невозможно успешное лечение аддикции у подростка без участия семьи.

Отличительные черты деструктивного семейства:

  • самовыражение происходит за счет унижения более слабого члена семьи;
  • нестандартные методы решения проблем;
  • зависимости, которые могут проявляться регулярно или в моменты, когда у одного из членов семьи начинается срыв в результате нарушения его хрупкой психологической защиты.

Часто и меры воспитания в семьях оставляют желать лучшего. Если в детском возрасте ребенок боится открыто проявлять протест, то в подростковом начинает открыто бунтовать против системы. Подросток воспринимает все в штыки и считает, что аморальные отец и мать не имеют права указывать, что делать. Если в семье к его мнению не прислушиваются, он пытается показать свой протест другим способом.

Проявления

Главная цель аддиктивного поведения – желание адаптироваться к определенным условиям жизни или улучшение эмоционального фона. Может проявляться, как:

  • нарушение пищевого поведения;
  • сексуальные игры, оргии и пр;
  • зависимость от азартных и компьютерных игр;
  • наркомания;
  • алкоголизм;
  • сектантство, фанатизм военный, оккультный.

Первые три разновидности проявлений позволяют быстро достичь желаемого эффекта. Алкоголизм и наркомания приносят удовольствие только на второй стадии зависимости, потому как на первой, в основном, все индивиды ощущают побочные эффекты от потребления токсинов.

Сектантство и фанатизм любого вида позволяет человеку ощущать себя значимым, вовлеченным в серьезную деятельность. У подростка возникает ощущение, что у него появилась семья, которая с радостью принимает его таким, как есть, никогда не предаст.

Главные признаки аддикции:

  • раздражительность;
  • разрыв социальных связей;
  • нарушения сна;
  • снижение успеваемости в школе;
  • курение.

Все эти симптомы являются сигналом, криком о помощи. При их наличии необходимо обратиться к врачу соответствующего профиля и пройти семейную терапию. Помните, что только семья может помочь ребенку справиться с его проблемами.

Лечение

Главным методом, используемым в лечении аддикции подростков, является психотерапия. В запущенных случаях детей госпитализируют. При наличии химической зависимости первым делом проводят детоксикацию. Затем помогают пережить ломку и восстановить организм. После начинают психотерапию.

Занятия с психологом, лично или в группе, помогают понять истинную причину поведения. Аддикт глубоко несчастен, его психика хрупкая, поэтому ее нужно укрепить всеми возможными способами, научить человека жить так, чтобы каждый день не казался адом на земле.

Родителям следует задуматься об отношениях детей в школе со сверстниками, рассмотреть решение о переводе в другое учебное заведение. Булинг среди детей нередко приводит к появлению аддикции у жертв.

Многие психологические мероприятия подразумевают лечение с участием семьи. Без вовлечения близких лечение никогда не будет успешным. Индивид должен ощущать поддержку, понимать, что он не один в этом мире.

Заключение

В подростковом возрасте человек воспринимает все происходящее более остро. От того, насколько быстро он сумеет адаптироваться в обществе и противостоять соблазнам, зависит его дальнейшая жизнь.

Нередко подростки с целью улучшить свое эмоциональное состояние или уйти от пугающей, гнетущей реальности, начинают потреблять различные вещества или вовлекаются в деятельность, разрушающую психику.

Первопричиной таких отклонений в поведении является социальный фактор: отношения в семье, школе. Главной целью родителей должна стать своевременная профилактика аддикции и выявление проблем у своего ребенка.

Аддиктивное поведение напоминает отвержение окружающего мира, при котором индивид отграничивается от общества, используя какие-либо развлечения в виде интернет-развлечений, секса, азартных игр, чрезмерной траты денег. Это проблема встречается не только у взрослых, но и у подростков.

Причины аддиктивного поведения

Основанием отчуждения от реальности является отсутствие взаимодействия или нарушение общения в среде, в которой растет ребенок. Гормональные перестройки, развивающиеся у подростков, приводят к всплеску эмоций, появлению агрессивности (см. ). На них оказывают влияние родители, друзья, одноклассники, с которыми ребенок зачастую не может найти общий язык.

Психика подростков не полностью сформирована, а сами молодые люди недостаточно адаптированы к взрослой жизни. Аддикция связана также с употреблением различных психотропных средств. Аддиктивность у некоторых почти незаметна, у других она сочетается с нормальным поведением и лишь изредка проявляется. Иногда возникает нарушение манеры держаться, выраженное вплоть до возникновения крайностей. Высокая степень тяжести способна приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Выделяют множество форм пагубных привычек, которые могут сочетаться и переходить из одной в другую. Например, отказавшись от употребления алкоголя, подросток начинает курить, а забросив компьютерные игры – заниматься экстремальными видами спорта, развивая новую зависимость.

Прочитайте про при заболеваниях неврологического и психиатрического характера.

Узнайте про типичные признаки и лечение.

Виды зависимости

Аддиктивность, возникающая у подростков, аналогична взрослой аддикции. Различают химическую и нехимическую. Первая связана с употреблением веществ, которые воздействуют на нервную систему, вызывая насыщение центров удовольствия. К таким средствам относят:

  • алкоголь (см. );
  • токсикомания;
  • сигареты;
  • курение кальяна;
  • лекарственные препараты.

Нехимическая аддикция заключается в любой сфере деятельности, приводящей к разрушению психического здоровья. К ней относят:

  • игровую зависимость;
  • обжорство;
  • трудоголизм;
  • сектантство;
  • сексуальное поведение;
  • мазохизм;
  • прослушивание специфической музыки.

Появление аддиктивности может послужить развитию асоциализации, а также к возникновению у тинейджера:

  • биполярного ассоциативного расстройства ();
  • психосоматических патологий;
  • склонности к убийству или суициду;
  • параноидальной шизофрении;
  • деградации;
  • социопатии.

Провоцирующие факторы

Существуют определенные моменты, которые вызывают склонность подростка к пагубным привычкам. В связи с этим важны консультации психологов, способных определить его тип личности и психологический портрет.

В группу риска входят дети:

  • ранимые;
  • часто болеющие;
  • восприимчивые к критике;
  • подвергшиеся насилию в домашних условиях;
  • со строгим воспитанием.

Согласно психологическим исследованиям выделяют 4 основные причины:

  • экономические;
  • социальные;
  • биологические;
  • индивидуальные.

Формирование тела человека и становление личности заключается в развитии психического здоровья и устойчивости организма. Подросток начинает вести себя более уверенно после приема психотических средств (злоупотребление энергетическими напитками, кофеином, алкоголем).

Нарушения, к которым приводят эти вещества, начинают формироваться в подростковом периоде, а приобретенные последствия чаще выявляют во взрослом возрасте. Так, боязнь темноты превращается в страх смотреться в зеркало, а одиночество трансформируется в манию преследования. Кроме этого, присоединяется девиантное поведение (не соответствующее социальным нормам).

Предпосылками развития аддикции могут быть и травмы головы: сотрясение, ушибы, повышение внутричерепного давления, и умственная отсталость. Существуют следующие типы личности у тинейджеров:

  1. Гипертимный. Имеет нестандартный вид и скорость мышления, в их жизни преобладает интеллектуальная деятельность, творчество и креатив. Выделяются среди других лидерскими качествами.
  2. Гипервозбудимый. Подростки слишком импульсивны, находятся в эмоциональном перевозбуждении. Они неспособны контролировать свое поведение и влечения, неусидчивы, раздражительны и нетерпеливы. Не могут спокойно относиться к критике в свой адрес и воспринимают всё «в штыки». Характерно развитие аддиктивности для детей дошкольного возраста.
  3. Истерический. Проявляется жаждой и стремлением стать замеченным, признанным. Они демонстративно разговаривают, преувеличивают те или иные события, пытаясь впечатлить окружающих, порой даже выдуманными историями. Также они способны врать, оговаривать себя или приписывать неизлечимые болезни и страдания.
  4. Эпилептоидный. У подростков наблюдаются изменения личности, напоминающие эпилептические нарушения. Они находятся в агрессивном состоянии и постоянно вступают в конфликты.
  5. Неустойчивый тип характеризуется слабоволием, апатией. Подростки непослушны, не выполняют обычные правила поведения, их требуется постоянно контролировать. Но они боятся подчиняться другим людям. В школе такие дети ленивы, постоянно сбегают с уроков. Способны пойти на мелкие преступления в виде хулиганства и кражи.

Эти типы личности порой не встречаются самостоятельно, а сочетаются друг с другом, приводя к развитию аддикции. Диагностировать аддиктивное расстройство должны психологи или психотерапевты. Тест на аддиктивное поведение проводят с целью выяснить запущенность той или иной зависимости (алкогольную, никотиновую, игровую), а также выявить ее влияние на организм. Тесты должны проходить не только подростки, но и их родители.

Помощь подросткам при аддикции поведения

В зависимости от степени тяжести аддиктивного расстройства лечение проводят специалисты на психотерапевтических сеансах либо в условиях психиатрической клиники. При легкой степени нарушений с помощью специальных методик помогают подростку избавиться от пристрастия к играм, перееданию, шопоголизму.

При алкогольной, наркотической или лекарственной зависимости терапию оказывают в специальном отделении, осуществляя дезинтоксикацию организма. Затем помогают подростку восстановить психическое здоровье.

Профилактические мероприятия необходимо проводить в санаторно-курортных местах для насыщения жизни подростка новыми впечатлениями. Аддиктивное расстройство в большинстве случаев несет деструктивный характер. Чем раньше обнаружены пагубные привычки, тем проще избавиться от них при своевременной комплексной терапии.

Л.И. Максименкова

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В большинстве стран мира проблема аддиктивности в большей степени касается подросткового возраста. Процесс возникновения у подростков аддиктивного поведения требует особого рассмотрения, т.к. отмечается неуклонный рост наиболее часто встречаемых форм проявления аддиктивности у подростков (алкоголизм и наркомания). Проблема аддиктивности подростков, таким образом, уже не является только медицинской или морально-нравственной проблемой, а приобретает статус высоко значимой социальной проблемы, поскольку касается здоровья, безопасности и сохранности генофонда как отдельной страны, так и человечества в целом.

Выделение подросткового возраста, как особой возрастной ступени в становлении человека произошло во второй половине XIX века. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов. Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости, он эмоционально насыщен и в нем явно проступают негативные черты подросткового кризиса.

Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свое отличие от них. Общение, прежде всего со сверстниками, помогает становлению адекватного представления о себе. Проводя большую часть времени со сверстниками, подростки формируют направленность своего поведения, которое в большинстве случаев оказывается девиантным, отклоняющимся.

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории "отклоняющееся поведение личности" выделяется подгруппа так называемого зависимого или аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как: конфликты с окружающими, совершение преступлений, утрата работоспособности.

Аддиктивное поведение в широком смысле оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребности , т.е. это одна из форм отклоняющегося поведения личности, проявляющаяся в злоупотреблении чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Таким образом, наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменяющимся условиям микро- и макросреды. Подросток своим поведением неосознанно призывает к необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагоги-ческие, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Формы аддиктивного поведения могут быть различны: это и химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость) и нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); это гэмблинг (игровая зависимость) и религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Для подростков термин аддиктивное поведение следует считать более адекватным, поскольку он указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Могут быть выделены два пути, по которым развивается аддиктивное поведение:

В первом случае подростки пробуют различные психически активные вещества: бензин, клей, затем алкогольные напитки, таблетки, сигареты с марихуаной. Последовательность употребления может быть различной, экспериментирование продолжается до того момента, пока не будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество;

Во втором наблюдается злоупотребление только одним каким-нибудь психоактивным веществом (бензин, алкоголь и др.). Ранний выбор какого-либо одного ПАВ обычно связан с недоступностью других.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией. В связи с этим, некоторые авторы различают аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не достигают степени зависимости и не представляют фатальной угрозы, например, переедание или курение. Следует иметь в виду, что различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Синдромы, относящиеся к аддиктивному поведению, еще называют компульсивным поведением , под которым подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт.

Аддиктивное поведение обычно не требует лекарственного лечения. Коррекция аддиктив-ного поведения может достигаться мерами социопсихологическими.

В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры. Среди подростков и старшеклассников, не употребляющих спиртного во много раз меньше, чем тех, кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте - уже патология, независимо от количества употребляемого.

Анкетирование, проведенное нами среди учащихся 9-10 классов Пыталовской средней общеобразовательной школы с целью выявления отношения к употреблению психоактивных веществ, показало, что 31,5 % респондентов курят и употребляют алкоголь. При этом 35,5 % опрошенных считают, что человек имеет право выпивать, сколько он хочет и где хочет. Кроме того, крайне настораживающим является тот факт, что 76 % опрошенным учащихся 9-10 классов нравится бывать в компаниях, где употребляют алкоголь, а 40,5 % респондентов согласились бы попробовать психически активные вещества. Отмеченные цифры не могут не вызывать тревогу, тем более что между возрастом, когда начинается злоупотребление ПАВ (будь то алкоголь или наркотик) и степенью зависимости от него, а также тяжестью ее последствий существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление психоактивных веществ, тем более необратимыми будут последствия.

С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в школе, в межличностном общении, в семье. Однако, как правило, в историях больных ранним алкоголизмом это противодействие в микросреде ограничивалось либо мерами репрессивного характера (выговоры, порицания, административное воздействие), либо их "запугиванием" последствиями алкоголизма и пагубными перспективами связи с "дурной компанией". Подобные меры слабо сочетаются с психологическими потребностями подростка, а именно:

Потребность в социально приемлемом стиле жизни;

Потребность в такой деятельности, где они могли бы быть успешными и которая удовлетворяла бы их эмоциональные чувства и социальные ожидания;

Потребность в личном эмпатийном общении, понимании, принятии и ощущении собственной значимости, защищенности, силы.

К сожалению, возможности удовлетворения данных потребностей подростки зачастую находят только в этой девиантной группе. В связи с этим негативные реакции и репрессии окружающих взрослых приведут лишь к усилению "внутренней сплоченности" подобной группы.

Внешние черты личности подростка, для которого затруднен возврат в благополучную среду, достаточно подробно описаны клиницистами . Отмечается, что больным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, заострённость характерологических черт, депрессивные реакции, нарушение социальной адаптации, узость

интересов, асоциальные тенденции, циничность, эмоциональная холодность, утрата привязанности к семье и т. д.

Кроме того, характерными особенностями являются: подозрительность, недоверчивость, повышенная мнительность, необоснованная ревность, готовность к болезненной фиксации ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становится ведущим мотивом поведения, обуславливая и раннюю криминализацию.

Еще более острой является проблема наркотизма несовершеннолетних. Подростков, склонных к потреблению наркотиков и токсических веществ можно разделить на три условные группы . Первую из них составляют те школьники, которые попробовали наркотическое вещество просто из любопытства. Вторую группу составляют те, у кого неблагополучная внутрисемейная ситуация (конфликтные семьи, наличие в семье алкоголиков, психически больных). Третью группу образуют подростки с органическим поражением головного мозга. Они характеризуются низкой критичностью мышления, повышенной внушаемостью, вследствие чего легко попадают под любое негативное влияние.

Распространенность наркомании и токсикомании у подростков, несмотря на проводимые профилактические меры, остается высокой и нередко заканчивается трагически. Чрезмерные дозы даже однократно вводимого вещества могут приводить к серьезным последствиям вследствие возникающих необратимых изменений в головном мозге.

В последнее время среди подростков стало широко распространяться курение. Современный российский школьник начинает курить в среднем в 13 лет, курящих среди учащихся школ - 45,5% .

Курение подростков отражается на их физическом развитии в первую очередь (показатели длины и массы тела). Последствия регулярного курения для подростков далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд:

Курение является одной из причин развития нервных расстройств в подростковом возрасте: подростки становятся раздражительными, вспыльчивыми, агрессивными, у них нарушается сон;

Происходят изменения в познавательной деятельности (слабеют внимание и память, снижается умственная работоспособность);

Повышается риск формирования эпилептиформных припадков и развития рака легких.

Вопросу об изменении личности подростка под влиянием аддиктивности посвящено много работ психологов, социологов, педагогов. Известно, что психоактивные вещества оказывают губительное воздействие не только на внутренние органы, на здоровье, но и на личность, психику и поведение подростка.

Наблюдение и изучение анамнеза подростков с аддикциями, проходящих реабилитацию в условиях стационара, позволило нам обнаружить следующие характерные особенности:

Нарушенные внутрисемейные взаимоотношения, а также имевшие место факты физического, духовного, сексуального либо эмоционального насилия;

Тревога, угрюмость, сниженный фон настроения, наличие суицидальных мыслей, выраженные суицидальные тенденции, а у некоторых уже имевшиеся в прошлом попытки суицида;

Склонность к саморазрушающему поведению, дезадаптация;

Выраженная агрессивность и конфликтность, высокая заражаемость в условиях конфликта, раздражительность и вспыльчивость, эксплозивность;

Трудности в выражении своих чувств, неразвитое самосознание и трудности в постановке и достижении целей вплоть до отказа от перспектив развития, нарушения в мотивационно-потребностной сфере;

Слабость эмоционально-волевого контроля.

Кроме того, подростки и старшеклассники с аддиктивным поведением негативно оценивают свое прошлое и не воспринимают положительно будущее. Отмечается отрицательное отношение к родителям, семье, друзьям, своим нереализованным возможностям.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показывает, что подростки гораздо быстрее чем взрослые приходят к психической деградации.

Деградация личности обнаруживает себя морально-нравственным оскудением, утратой привычных интересов с последующим их полным исчезновением, эмоциональным уплощением, примитивизацией эмоций, постепенным ослаблением семейных и общественных привязанностей, нарушением способности к адекватному поведению и самокоррекции собственного поведения, а также к критической оценке окружающего.

Помимо личностной деградации происходят изменения и в познавательной деятельности. Мышление подростков с зависимостями утрачивает глубину, нарушается логичность и последовательность суждений, слабеют ассоциации, происходит сужение объема кратковременной и долговременной памяти. Такие подростки не способны к длительному сосредоточению внимания, быстро истощаются, устают, допускают все больше ошибок при выполнении относительно несложной умственной работы. Отмечается отсутствие познавательной и учебной мотивации. Безусловно, все это закономерным образом сказывается на учебной продуктивности.

При сформированной деградации личности поведение несовершеннолетних может быть различным. В одних случаях, наряду с цинизмом, повышенной заражаемостью в условиях конфликта и возбудимостью, агрессивностью, подросток становится назойливым, придирается к окружающим, легко вступает в конфликт. В других случаях преобладает благодушный фон настроения, резко проявляется юмор в форме шаблонных шуток и стереотипных избитых сентенций. Это свидетельствует о полном отсутствии способности критически оценивать свое поведение и сложившуюся ситуацию. У третьих преобладает вялость, пассивность, отсутствие сколько-нибудь выраженных побуждений, инициативы.

Таким образом, изменения личности рассматриваются как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

В связи с тем, что последствия, к которым приводит употребление подростками токсических веществ, могут иметь необратимый характер, особое значение приобретает выявление факторов, предрасполагающих к формированию аддиктивного поведения. Одним из таких факторов являются особенности личности самих подростков. Среди личностных особенностей, предрасполагающих, например, к наркомании и токсикоманиям, относят психопатические особенности характера, психический инфантилизм, вегетативную недостаточность. В ряде случаев развитию токсикомании предшествуют соматические заболевания с нарушением сна или выраженным болевым синдромом, когда больные прибегают к соответствующим лекарственным средствам по медицинским показаниям.

Большое значение в развитии зависимостей у подростков также придается влиянию референтной группы, склонности к подражанию и любопытству, свойственным подростковому возрасту.

Проведенное нами исследование показало, что психологический портрет подростков и старшеклассников, попадающих в потенциальную "группу риска" выглядит следующим образом:

Повышенная любовь к самому себе, крайний эгоцентризм и жажда внимания со стороны в сочетании с высокой подозрительностью, враждебностью и недоверием к другим людям;

Неумение понять состояние другого человека, низкая эмпатийность, слабая сформиро-ванность коммуникативных навыков;

Повышенная эмоциональная лабильность, непредсказуемая изменчивость настроения, задиристость и грубость.

Что касается типов акцентуации характера, то наиболее часто встречаемыми у подростков потенциальной "группы риска" являются эмоционально-лабильный, истероидный и шизоидный тип.

Применение методики исследования уровня субъективного контроля (УСК) позволило выявить такие особенности подростков и старшеклассников "группы риска" как:

Склонность приписывать ответственность за собственные неприятности другим людям или считать их результатом невезения, а успехи и достижения также считать последствием везения или внешних обстоятельств;

Невозможность установления связи между собственными действиями и поступками и значимыми для них событиями жизни;

Неспособность к самоконтролю значимых жизненных ситуаций, недооценка собственной роли в организации своей жизни, сохранении здоровья, предотвращении развития заболеваний и т.п.

На наш взгляд, своевременная диагностика особенностей личности подростков и их последующая коррекция могут стать основой профилактики возможных нарушений поведения в период подросткового криза, в том числе и склонности к аддиктивному поведению.

Литература

1. Болотовский И.С. Наркология. Токсикомания. Казань, 1989.

2. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980.

3. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомания и токсикомания. М., 1990.

4. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М., 2003.

5. Сирота Н.А, Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2003.

Аддиктивные реализации у подростков категориально, собственно, ничем не отличаются от таковых у взрослых людей.

В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных реализаций (по представлению различных авторов):

  • 1) употребление алкоголя, никотина;
  • 2) употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;
  • 3) участие в азартных играх, включая компьютерные;
  • 4) сексуальное аддиктивное поведение;
  • 5) переедание или голодание;
  • 6) «работоголизм»;
  • 7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;
  • 8) политика, религия, сектантство, большой спорт;
  • 9) манипулирование со своей психикой;
  • 10) нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи» и «дамские романы» и т.п.

Этот список, конечно, не полный и, естественно, он будет расширяться со временем, с появлением новых видов реализаций. Совсем еще недавно, например, компьютерные игры не рассматривались в этой связи, но с резким прогрессом в этой области техники, с широкой доступностью и высокой технологичностью теперь многими авторами увлечение компьютерными играми выделяется в отдельную область аддиктивных реализаций.

Совершенно естественно, что не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по своему значению и последствиям для человека и общества. Этого иногда не понимают, приравнивая, например, увлеченность рок музыкой или игроманию к наркомании. Здесь имеется общее аддиктивное звено, однако это совершенно разные по своему содержанию, развитию и последствиям явления. Наркомания сопровождается интоксикациями, развитием при многих формах физической зависимости, связанной с нарушением обмена, поражением органов и систем. Прослушивание рок музыки? процесс психологический и зависимость психологическая, причем значительно более мягкая, чем при наркоманиях.

Здесь же стоит заметить, раз уж мы коснулись возникшей путаницы, что при некоторой внешней схожести проявлений, не стоит также путать девиантные формы поведения с аддиктивным, смешивать их. Например, сильное увлечение подростка компьютером, компьютерными играми совсем нельзя назвать девиатным, это не отклонение, а скорее норма для нашего времени. Не нужно и заблуждаться, говоря, что всякое сильное увлечение чем-либо компьютерным является аддиктивным. Это, конечно, не так, и здесь следует весьма тонко разграничать одно от другого, при всей кажущейся схожести. Конечно, социальные фрустрации, трудности подростков в адаптации в своей, подростковой среде, могут привести и обычного и аддиктивного подростка к повышенному увлечению компьютером, но, однако, последующее их поведение будет различным. Полученные повышенные знания в результате интенсивного занятия с компьютером обычный подросток станет использовать в интересах укрепления своего положения в возрастной среде. Как это важно для подростка, уважение сверстников, знают все: должное место в своей возрастной среде порой важнее для подростка, чем даже взаимоотношение с родными. Компьютерную осведомленность в подростковой среде ценят весьма высоко, и достигший некоего уровня в этом подросток обязательно использует это для повышения и укрепления своего социального статуса. Для подростка-изгоя вместе с увлечением компьютером расширяется и диапазон общения, появляются возможности найти себе товарищей по интересам, укрепить свое положение в их среде. В дальнейшем, у такого подростка его увлечение вполне может перерасти в серьезный, профессиональный выбор, поможет сделать карьеру, еще более социально укрепиться, теперь уже во взрослой среде. У аддикта все происходит иначе, для него компьютерные увлечения - это бегство в ирреальный мир, он не использует полученные навыки для укрепления и изменения своего социального статуса, но, найдя "отдушину", устанавливает с компьютером аддиктивные связи. Если аддикт и общается с кем-либо по интересам, то только за тем, чтоб получить информацию, социальная отстраненность становится еще больше, еще глубже. Для аддикта нет острой потребности делиться с кем-либо своими "достижениями" в игровом мире, искать соучастника, компьютер заменяет ему "весь окружающий мир". К аддиктам следует также причислять и так называемых "слэерров" или "сталкеров" - людей, замещающих реальные общения общением виртуальным, по интернету. Аддиктивное поведение определяется (Короленко Ц.П., Сигал М., 1990 ) как уход от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто как путем приема веществ (химическая аддикция), так и использованием различных активностей (нехимические аддикции).

Аддиктивный подход к разрешению проблемных ситуаций зарождается в глубине психики, он характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью. Человек нуждается в эмоциональном тепле, интимности, получаемой от других и отдаваемых им. При формировании аддиктивного подхода происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными, отмечают Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л, говоря о деструктивной сущности аддиктивного поведения , способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель.

Аддиктивность, аддиктивное поведение не является девиатным, несколько отклоняющимся от общей нормы, оно является разрушительным, деструктивным, разрушающим личность и психику. Человек, например, долго занимающийся аддиктивно-виртуальным общением, полностью дезориентируется в реальности, уже не понимает, как себя следует вести в социуме. Имеются случаи, когда подростки увлекающиеся компьютерными играми, совершали бессмысленные с обычной точки зрения убийства и откровенно не понимали при обследовании "что ж они плохого совершили", а, напротив, "восхищались" своей находчивостью, словно совершили это убийство в игровой, виртуальной среде. Аддикт, вопреки логике причинно-следственных связей, считает реальным, допускает до себя, до области своих переживаний лишь то, что соответствует его желаниям, содержание мышления при этом в свою очередь подчинено эмоциям, которые у аддикта тоже искусственно обеднены, туннелезированны, сужены, и скорее представляют собой не полноценную эмоциональную картину, а некие "эмоциональные подвижки". Так, таким образом, по средствам реализаций аддиктивность разрушает личность, провоцирует развитие и последующую манифестацию преморбидно- конституционных психических нарушений.

Еще одного вопроса хотелось бы здесь коснуться, крайне важного в подростковой психиатрии, психологии в педагогике - подростковой суицидальности.

Суицид (от лат. sui - себя + caedere - убивать) -- поведение, имеющее цель самоубийство. В большинстве случаев осуществляется как форма агрессии против собственного Я. Характерен прежде всего для психических больных , в значительно меньшей степени встречается у индивидов с пограничными расстройствами и психически здоровых. Наиболее типичным состоянием перед суицидом является депрессия, кроме того, непосредственным стимулом обычно выступает конкретная стрессовая ситуация.

Е.П. Ильин , например, профессор Российского государственного педагогическогоуниверситета им. А.И. Герцена (СПб пр. авт.), определяя девиантные формы поведения у подростков, дает следующее определение: "К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство ".

Самоубийство? То есть покушение подростка на собственную жизнь, прием яда, повешение, прыжок с крыши высотного здания, вскрытие вен и т.п.? это просто некоторые отклонения (девиантности) от нормального поведения? Такая поэтически вольная трактовка вызывает некоторое недоумение. В самом деле, суицидальный эпизод (самоубийство), у подростка расценивается в психиатрии согласно DSM-IV (1994) как острое психическое расстройство, кратковременное обычно, но предполагающее подозревать наличие какого-либо латентного психоза. Повторный же суицидальный эпизод происходит уже, как правило, на фоне разворачивающейся или развернутой патологической картины. Суициды согласно DSM-IV (1994) относят к неотложным состояниям в психиатрии, требующие срочного вмешательства психиатра , и у подростков, как правило, возникают на фоне глубоких аффективных расстройств, "больших" депрессий или сильных психотравмирующих ситуаций. Суицидальное же поведение (не одиночный эпизод) предполагают подозревать суицидоманию, но в любом случае подобное является областью деятельности психиатрии и выходит за рамки компетенции психолога. Психологическая помощь в подобных случаях возможна только после проведения срочных, неотложных психиатрических процедур, в период реабилитации. Обнаружение психологом или педагогом у подростка суицидальных мыслей, высказываний, попыток, требует срочного вмешательства психиатра, такие моменты девиантными считать нельзя. Недостаточно серьезное отношение к таким и подобным моментам уносит, по приблизительным данным , только в США от 2000 до 4000 детских жизней в год.

Но, тем не менее, некоторыми авторами по-прежнему суицидальность причисляется к формам девиантного поведения. Например, Вагин Ю. Р., говоря об отклоняющемся поведении подростков, пишет в своей работе следующее: "Феноменологически традиционно выделяют: Аддиктивное поведение; Суицидальное поведение; Сексуальные девиации; Антисоциальное поведение; Асоциальное поведение". . Тут же вызывает недоумение " Феноменологически традиционно" (это уже стало традицией в подростковой психиатрии психологии?) и опять-таки причисление аддиктивного поведения к девиантному. Действительно, если причисление автором аддиктивного и суицидального поведения к авитальности представляется убедительным - " Слишком рано они (подростки пр. авт.) уходят из жизни при суицидальном поведении и от жизни -- при аддиктивном." , то причисление этих активностей к девиантности вызывает недоумение. Также представляются интересными последующие размышления автора по поводу психиатрической классификации, неточностей и неопределенностей, и в чем-то с ним хочется согласиться, но, тем не менее, причислять суицид к девиантному поведению никак нельзя. И, наверное, стоит разграничить и в случае авитальности и аддиктивности характерное поведение (авитальное, аддиктивное) от клинических последствий, проявлений, к которым оно привело, или дополнительно, вкупе с чем-либо другим, спровоцировало их, что чаще всего и бывает. Здесь, к сожалению, мы не можем более подробно останавливаться на этой, безусловно, важной, теме, "разрастающейся" интенсивно в "непрофессиональной" среде. Новые работы психиатров в этом направлении, и в первую очередь практиков, были бы весьма интересны.

В заключение стоит отметить, что аддиктивность в подростковой психиатрии психологии получила новый импульс к развитию исследовательского и научного базиса. Это не удивительно, если понимать важность проблематики подросткового периода развития индивида. Многими авторами понимается вся серьезность проявляющихся у подростков девиантных, деструктивных, авитальных и т.п. форм поведения. Многими авторами высказывается озабоченность и настороженность количественным ростом в последнее время в подросковой среде подобных, аномальных, анормальных форм поведения. Большое количество практических и теоретических работ в этом направлении, множество новых имен, новых авторов, стремление их к "свежему" анализу, восприятию, и оценкам этой проблематики не может не радовать, но, однако, вызывают некоторую настороженность "вольности" в трактовках некоторых авторов, "нежелание" их действовать в рамках определенного категориального поля и т.п.

Хочется надеяться, что аддиктивность в подростковой психиатрии психологии все-таки вернется в свои изначальные категориальные рамки так, как практическая важность разработки этой проблематике в подростковой психиатрии психологии несомненна, и подчеркивается, отмечается всеми авторами. Также весьма интересным представляется обращение в проблематике аддикции со стороны практической психиатрии. Многими авторами отмечается зависимость в выборе тех или иных форм реализации от конституционального психотипа индивида. Но, несомненно, всегда требуется отличать участие тех или иных аддиктивных проявлений в психопатологических дебютах, как дополнительные, провоцирующие факторы.

В конце хочется привести еще один характерный для аддикциозности пример, может быть, более ярко иллюстрирующий разность и отличие аддиктивности от чего-либо иного.

Работоголизм, явление очень распространенное в настоящее время, справедливо относящееся многими авторами к аддиктивности, но, следует отметить, не во всех случаях можно говорить о работоголизме, как о аддиктивной реализации. Безусловно, в причинности возникновения работоголизма лежат в первую очередь социальные факторы, нарушения в адаптивности индивида. Очень часто, например, работоголик "бежит в работу" от неблагополучных отношений в семье, компенсируя успешной профессиональной деятельностью недостаточно высокий миркросоциальный статус. "Уважение коллег", "профессиональная значимость в коллективе" компенсирует работоголику недостаточное уважение в семье. И тем не менее, подобный тип всегда возвращается в семью, не разрывает с ней "мучительные" связи, т.к. уважение коллектива не может ему в полной степени компенсировать потребность в интимности, человеческом тепле. Здесь мы наглядно видим проявление работоголизма как формы компенсации. Но, у аддикта с "работой" устанавливаются в конечном итоге совсем иные связи. "Работа", как форма аддиктивной активности полностью ему заменяет потребности и в интимности и в социальной адаптированности, статустности. Если у "обычного" работоголика недостаточная оценка со стороны коллектива "уваженческая недостаточность" вызывает раздражение, потребность тем, или иным способом восстановить свой статус, то у аддикта такой реакции не наблюдается. Его мало интересует уважение коллектива, он удовлетворяет свои потребности не опосредовано, а напрямую, от взаимодействия с активностью (работой). Такое отношение аддикта всегда примечается, "чувствуется" коллективом, в конечном итоге отношение окружающих меняется от недоумения к небрежению. Аддикта "терпят" только как "ценного, увлеченного, безотказного" работника, и избавляются от него при удобном случае. Невозможно себе представить, например, чтоб аддикт отказался от дополнительной работы, устраивая "тихий саботаж", после выявления фактов недостаточной оценки его профессиональной значимости, занижения уважения к нему со стороны коллектива. Аддикт заключает с активностью "любовные" связи, для него, например, не существует в "работе" отвлекающего "от жизненных, семейных неурядиц" фактора, работа для него и есть жизнь (личная). Главное отличие аддиктивности именно в этом, в характере связей, изначально, может быть, и возникнув как компенсаторные, у аддикта они перерождаются в замещение, с утратой потребностей в "естественных" реализациях.

Четкое понимание этого, выявление истинно аддиктивного звена, в большей степени является залогом в последующей, успешной терапии.

Проблема предупреждения употребления несовершеннолетними психотропных веществ не является лишь частью проблемы профилактики алкоголизма и наркомании взрослых. Несмотря на то, что подростки и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки и употребляют одни и те же наркотики, в психологическом смысле это разные явления. Попытка решить проблему алкоголизма и наркомании разом для подростков и взрослых, применяя одинаковые методы воздействия (причем в основном медицинские, юридические, как это делается сейчас), вряд ли даст положительный эффект.

Это объясняется тем, что психика подростка отличается от психики взрослого человека. Жизнедеятельность подростка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим закономерностям.

Систематическое употребление психотропных веществ несовершеннолетними следует рассматривать прежде всего как психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство подростков, наркомания или токсикомания всегда связаны с другими нарушениями поведения .

Если алкоголизм или наркомания у взрослого человека долгое время может развиваться скрыто, не отражаясь на трудовой деятельности, социальном статусе, то у несовершеннолетних, наоборот, сначала происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление алкоголя или других психотропных веществ. Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка.

Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. В случае, когда эти факторы, благодаря вмешательству взрослых, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанны ми факторами.

Трудности и низкая эффективность преодоления и профилактики употребления психотропных средств несовершеннолетними объясняются прежде всего тем что ответственные за это взрослые ошибочно полагай ют, что это проблема наркологии. На самом деле, в силу возрастных особенностей формирующейся личности, причины всех видов отклоняющегося поведения у подростков едины. Правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические расстройства - звенья одной цепи .

Детские психиатры считают, что у подростков практически невозможно разграничить ситуационные нарушения поведения и проявления начинающегося заболевания. Типичная ситуация, когда подросток «отбился от рук», перестал выполнять требования родителей, учителей, стал плохо учиться, пропускать уроки, грубить, проводить все время с компанией себе подобных, распивать спиртные напитки или экспериментировать с другими психотропными веществами, может быть следствием одного из названных выше факторов, либо их сочетанием. Во-первых, это может быть реакцией здорового подростка на сложную ситуацию в семье или школе. Во-вторых, влиянием чисто возрастной особенности -- негативизма, как крайнего проявления реакции эмансипации или одной из форм поискового поведения .

Все это чаще всего с возрастом проходит само собой, по мере общей стабилизации поведения. В-третьих, это может быть последствием психических расстройств или декомпенсацией акцентуации характера подростка.

Негативные формы поведения, довольно часто встречающиеся у подростков, с трудом поддаются однонаправленному анализу, поскольку социально- психологические и педагогические факторы здесь тесно переплетены с патологическими, касающимися психиатрии и наркологии.

Поэтому считаем более продуктивным рассматривать употребление несовершеннолетними психотропных веществ не в рамках наркологических представлений, а с позиции междисциплинарного подхода, как одну из форм проявления специфически подростковых или ситуационно-личностных поведенческих реакции .

Подтверждают сказанное и многие исследования, доказавшие, что пьянство и наркомания несовершеннолетних -- это прежде всего проявления нарушений поведения, которые, в свою очередь, обусловлены социальной средой. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от наркомании, росли в неблагополучных семьях, до 90% правонарушителей - тоже выходцы из неблагополучных семей, 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 59% - в неполных семьях .

В плане возникновения и развития зависимости от психоактивных веществ семья и ближайшее окружение подростка играют иногда фатальную роль. В этом тоже качественное отличие подросткового алкоголизма или наркомании от взрослого. Так, если взрослый человек может сам выбрать себе микросоциальное окружение, противостоять пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать, то для подростка такая свобода действий чаще всего невозможна.

Попадая в пьянствующую компанию, подросток следует в русле ее обычаев, то есть пьет так, чтобы «не отставать от других», а не в соответствии со своим самочувствием, как это делает взрослый человек.

Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до отключения», то подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма, за количеством выпитого подавляется с самого начала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращаются, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни, причем признаки алкоголизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь разовьется окончательно.

Таким образом, изучение особенностей злоупотребления несовершеннолетними алкоголем показывает, что алкоголизм у подростков отличается от течения заболевания у взрослых, описанного выше. Употребление алкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более тяжкие последствия для развития психики. Тем не менее, до окончания подросткового возраста следует говорить не об алкоголизме, а об интоксикации организма, так называемой злокачественной алкоголизации.

Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и формы употребления наркотиков и других психотропных веществ. В целом же можно утверждать, что и физиология подростка, и его психология, и социальный статус определяют иные, качественно отличные подходы к проблеме предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

ВЫВОДЫ

1. Девиантное поведение - неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других. Девиантное поведение изучали такие педагоги, как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий, психологи Л.С. Выготский и П.П. Блонский. Исключительная заслуга в Беларуси в изучении психологических и психиатрических аспектов девиантного поведения принадлежит Кондрашенко В.Т. девиантное поведение - понятие социально-психологическое, обозначающее отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

2. Наиболее актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение . Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и «поисковой активности» в отношении алкоголя и различных психоактивных веществ до того, как от них сформировалась физическая зависимость.

3. Психика подростка отличается от психики взрослого человека. Жизнедеятельность подростка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим закономерностям. Главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности.



error: Контент защищен !!