Раны и уколы: как работают профессиональные фехтовальщики. Самые полезные термины фехтования: что нужно знать об этом виде спорта прежде всего? Альт фехтование

Любой, кому хоть раз доводилось держать в руках холодное оружие, не скоро забудет это. Прошли века, и необходимость защищать себя при помощи его отпала, однако искусство владения клинком живо и продолжает развиваться. Да, как вы уже догадались, сегодня речь пойдет об одном из интереснейших видов спорта - фехтовании.

Фехтование зародилось в глубокой древности. Еще египетские фараоны устраивали специальные турниры фехтовальщиков. Таким, как мы его знаем, фехтование сформировалось в начале XV века в Испании. Спортивное направление этого военного искусства начало свое самостоятельное развитие в XVII веке. Мировые первенства стали проводиться в начале XX века.

Фехтование - один из тех видов спорта, которым выпала честь быть с самого начала включенными в программу летних Олимпийских Игр. Интересно, что вообще самую первую олимпийскую клятву (на Олимпиаде в Антверпене в 1920 г.) произнес бельгийский фехтовальщик, впоследствии четырехкратный олимпийский чемпион, Виктор Боэн.

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. В современном спортивном фехтовании поединки проводятся на трех видах оружия - на шпагах, рапирах и саблях. Правила поединков на каждом из этих видов имеют некоторые особенности.

Рапира - колющее оружие с четырехгранным клинком и небольшой гардой (гарда - круглая металлическая пластинка вокруг ручки, защищающая кисть руки фехтовальщика). Уколы можно наносить только острием. Засчитываются только уколы, наносимые в поражаемую поверхность, то есть в туловище спереди и спину до пояса. Остальные уколы не засчитываются, в случае же нанесения недействительных уколов бой останавливается.

Шпага - тяжелое колющее оружие с трехгранным клинком и гардой. При поединке на шпагах действительными считаются уколы, наносимые острием в любую часть тела противника.

Сабля (эспадрон) - легкой колющее и рубящее оружие с плоским клинком и гардой со скобой. Засчитываются как колющие, так и рубящие удары. Поражаемую поверхность образуют все части тела противника выше горизонтальной линии, проведенной через вершины углов, образованных телом и бедрами спортсмена, находящегося в боевой стойке. Удары по непоражаемой поверхности не учитываются, и бой после них не останавливается.

Фехтовальная техника включает в себя четыре основных колющих и шесть рубящих ударов, а также соответственные защиты от них и уходы.

Удары фиксируются с помощью электродатчика: конец оружия снабжен электроконтактом, к гайке (кончик ручки холодного оружия, помимо всего служащий противовесом) присоединяется провод, проходящий под курткой спортсмена и далее подведенный к табло, фиксирующему удары. Куртка у спортсменов электропроводящая. В случае нанесения действительного удара или укола с одной стороны на табло загорается красная лампа, с другой - зеленая. В случае нанесения недействительного удара или укола загорается белая лампа.

Бой проходит на дорожке длиной 14 метров. Поединок спортсмены начинают стоя на расстоянии примерно 2 метров от середины дорожки. Если в ходе поединка один из соперников пересечет линию, ограничивающую длину дорожки, ему засчитывают штрафной укол.

Интересно, что судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: "Ан гард!" - "К бою!", затем задает вопрос: "Эт ву прэ?" - "Вы готовы?" Получив ответ, судья командует: "Алле!" В случае остановки боя дается команда "Альт!" - "Стой!". Присуждение очков сопровождается словами: "А друат" - "Направо", "А гош" - "Налево" или "Ку дубль" - "Обоим". Недействительный удар обозначается фразой "Па конте" - "Не считать".

Спортивным фехтованием можно начинать заниматься с 9-10 лет, верхний возрастной предел не ограничен. Фехтовальные секции для взрослых есть при некоторых детско-юношеских спортивных школах и фитнес-клубах. Примечательно, что есть примеры, когда люди, начавшие заниматься фехтованием в зрелом возрасте, становились даже чемпионами мира. Вообще фехтование - такой вид спорта, в котором наряду с гибкостью, хорошей координацией движений и быстрой реакцией важен еще и опыт, ибо практика показывает, что чем спортсмен опытнее, тем лучше он выступает.

Единственный, на мой взгляд, недостаток спортивного фехтования - отсутствие зрелищности. Простому зрителю весьма непросто разобраться, что, собственно, произошло на дорожке за эти несколько секунд и кто кому нанес поражение. Но мир искусства владения клинком разнообразен и может даже самому привередливому зрителю предложить и еще кое-что.

Сценическое фехтование

Наряду с известным всем спортивным фехтованием существует еще и такой увлекательный вид спорта как сценическое фехтование. За рубежом он довольно популярен, особенно во Франции и Скандинавии, где работают десятки клубов, специализирующихся именно на этом виде спорта, но в нашей стране как вид спорта сценическое фехтование только начало появляться, хотя оно является обязательной дисциплиной в любом театральном ВУЗе. Считается, что сценическое фехтование зародилось еще в Древнем Риме, и первыми такими фехтовальщиками были гладиаторы. Однако с этим трудно полностью согласиться, ибо гладиаторы, как известно, в представлении использовали мечи, а в сценическом фехтовании используется легкое холодное оружие.

Фехтование со сценическим уклоном зародилось вместе с театром. В старину большинство мужчин владело холодным оружием, а потому театральная постановка поединка должна была быть особенно правдоподобной. Все мы знаем, как бросается в глаза непрофессионализм в любой сфере, а потому, сами понимаете, неправдоподобный поединок мог испортить все впечатление от спектакля.

Современное сценическое фехтование несколько отличается по технике от спортивного, ибо акцент ставится прежде всего на зрелищность поединка. К соревнованиям допускаются спортсмены старше 18 лет. Сразу оговорим: участники поединка являются членами одной команды и должны представить судьям бой с заранее отрепетированными движениями. Импровизации в сценическом фехтовании места нет и быть не должно, ибо фехтуют спортсмены без защитных приспособлений. Иными словами, поединок по принципам построения более всего похож на групповое упражнение в художественной гимнастике.

Соревнования проводятся в трех номинациях: соло, дуэт и группа (восемь человек). Продолжительность композиции 3 минуты. Спортсмены обязательно выступают в костюмах и с оружием, соответствующими выбранной эпохе. Выступление может сопровождаться репликами фехтовальщиков и музыкой, ограничений для фантазии участников нет.

Судьи оценивают технику фехтования (правильность и сложность), пластику движений и эстетический аспект, качество постановки в целом и актерское мастерство соревнующихся.

Историческое фехтование

Историческое фехтование зародилось не как вид спорта или учебная дисциплина для студентов-актеров, а как разновидность исторической реконструкции. Читатели, наверно, вспомнят, как в 1980-е годы многие увлекались военной историей. В те годы в стране существовала масса любительских клубов, специализировавшихся на военно-исторической реконструкции. В настоящее время историческому фехтованию много внимания уделяют и толкинисты.

Иногда сценическое и историческое фехтование путают, однако это разные виды спорта. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже: и там, и там зрителя видят костюмированный поединок. Давайте вспомним значение термина "фехтование". Фехтование - это поединок на легком длинноклинковом оружии. В историческом фехтовании мы имеем дело с тяжелым средневековым оружием, позволяющим наносить сильные рубящие удары и не дающим возможности производить изящные манипуляции клинком, финты (вращение клинка вокруг своей оси) и обманки - ложные действия. Колющие удары в историческом фехтовании запрещены.

Экипировка бойцов нелегкая - ее вес может достигать 25 кг. Двуручный меч, к примеру, весит около 5 кг. Если соперники вооружены только мечами, вес бойцов не учитывается, но когда добавляется щит, соревнования проводятся в трех весовых категориях: до 70 кг, до 85 кг и свыше 85 кг. Как и в сценическом, в историческом фехтовании оружие и костюм также должны соответствовать выбранной исторической эпохе. Наличие исторического костюма является обязательным условием допуска к соревнованиям. Допустимо использовать современные защитные средства - нагрудник, наколенники - но они должны быть скрыты под одеждой.

Одним из отличий от сценического фехтования является соревновательный характер поединка в историческом фехтовании, то есть противники сражаются "экспромтом" и являются соперниками друг для друга.

Существенным, на мой взгляд, недостатком сценического и исторического фехтования является дороговизна экипировки. Но не будем о грустном, лучше поговорим о том, что поможет вам на занятиях фехтованием, буде вы решились наконец-таки заняться этим видом спорта.

Заниматься фехтованием удобно в любом спортивном костюме. Защитную экипировку - жилет и маску - должен выдать тренер. Собственную защитную экипировку имеет смысл приобретать, если вы уверены, что фехтование для вас - это навсегда. Отдельно уделите внимание обуви: это могут быть кроссовки или мягкие спортивные туфли вроде теннисных. Главное, чтобы вам было удобно, и чтобы обувь не скользила. Необходимо также подумать о перчатках или хотя бы об одной перчатке для правой или левой руки, в зависимости от того, правша вы или левша. В принципе, заниматься можно и без перчаток, но в перчатках удобнее. Перчатки должны быть хлопчато-бумажные или кожаные без подкладки, так как при наличии подкладки рука потеет.

Семикратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, бессчетнократная чемпионка нашей страны — в общем, «первая сабля мира» Софья Великая помогла нам разобраться в правилах фехтования и всей душой полюбить этот захватывающий вид спорта.

Сергей Апресов

Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.

Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.

Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздаются невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.

Колоть, а не рубить

Первые шпаги появились в Испании в середине XV века в ответ на распространение латных доспехов. Разрубить мечом цельнометаллические пластины было практически невозможно, зато точный колющий удар в сочленение лат мог принести бойцу победу. Шпага представляла собой длинный меч с узким обоюдоострым (а позже даже граненым) клинком, предназначенным прежде всего для того, чтобы колоть, а не рубить. Характерная особенность шпаги — сложная гарда, защищающая руку и позволяющая отражать атаки противника экономными короткими движениями, а не размашистыми силовыми.

Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.

Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.

В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во‑первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.

Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка. Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.

Все клинки абсолютно прямые. Разумеется, ни один из них не имеет лезвия, и каждый увенчан тупым наконечником. Все они хорошо гнутся, так как в случае поломки могли бы мгновенно превратиться в острое боевое оружие. Да, шпага слегка тяжелее и несколько жестче за счет трехгранного клинка (у рапиры клинок четырехгранный, у сабли — трапециевидный). Есть и другие особенности, но все же главное отличие — в правилах проведения поединков.

Фонарь рассудит

Самые простые правила у шпажистов: очко получает тот, кто первым нанесет укол. Счет идет на доли секунды, поэтому фехтовальщикам не обойтись без электрофиксации уколов. Наконечник шпаги представляет собой что-то вроде кнопки, которая срабатывает при усилии в 7,4 Н (750 гс). Легкие касания шпагой соперника засчитаны не будут. Кстати, хорошие уколы спортивной шпагой весьма чувствительны.

Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом. До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».

Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.

В фехтовании на шпагах засчитываются уколы в любую часть тела, кроме затылка. Поэтому у спортивных шпаг самая крупная гарда (13,5 см в диаметре), ведь рука тоже может стать мишенью соперника. Интересная особенность современной шпаги (а также рапиры) — пистолетная рукоять, которая за счет естественного положения запястья позволяет совершать более точные и экономные движения. Шпага с пистолетной рукоятью — это квинтэссенция колющего оружия: нанести ею рубящий удар практически невозможно.

Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.

Д’Артаньян, ты не прав!

Фехтование на рапирах — весьма тонкое искусство, и наблюдать за ним немного сложнее. Одновременные уколы здесь не засчитываются, приоритет первого укола не действует, при этом практически при каждой атаке загорается сразу два фонаря. Дело в том, что в рапирах действует так называемое правило правоты атаки. Когда спортсмен начинает атаку, он получает приоритет. Его соперник обязан отразить атаку, прежде чем наносить укол. В некоторых случаях парирование и контратака могут представлять собой буквально одно движение, но факт отражения атаки и перехода приоритета не ускользнет от взгляда опытного судьи.

Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.

В проводе, который тянется за рапиристом, не две жилы, а три. При срабатывании наконечника на рапире аппарат проверяет, касается ли оружие электрожилета. Если нет, то на аппарате загорается белый фонарь и укол не засчитывается. Фехтование на саблях — самая динамичная дисциплина. Саблисты могут наносить как рубящие, так и колющие удары выше пояса, включая руки и голову. Вместо электрожилета они надевают электрокуртку, к которой с помощью провода подсоединяется маска с токопроводящим воротом. «Кнопки» на наконечнике сабли нет. Результативным ударом считается любой контакт сабли с электрокурткой или маской. Как и в рапирах, в саблях действует принцип правоты атаки и приоритет определяет рефери.

«В фехтовании на саблях удар может прийти в любой момент и с любой стороны, — рассказывает Софья. — Если рапирист может позволить себе планомерно следовать заготовленной тактической схеме в течение всего поединка, то саблист должен постоянно перестраивать свою тактику и мгновенно принимать решения». А для зрителя сабля — это самые высокие скорости, нестандартные движения, невероятные акробатические прыжки и самые эффектные стоп-кадры.

Один за всех и все за одного

«Личное и командное фехтование отличаются друг от друга, как два разных вида спорта, — рассказывает чемпионка. — Когда настраиваешься на личную победу, твоими конкурентами оказываются самые разные спортсмены, в том числе и соотечественники. Ты борешься с ними на главных турнирах своей жизни: чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. А буквально на следующий день нужно сплотиться и вместе сражаться за медали».

Командное фехтование — это редкий вид спорта, в котором интрига сохраняется до самого конца соревнования, и каждый спортсмен имеет теоретическую возможность переломить ход встречи и выиграть турнир вплоть до последнего поединка. Это становится возможным благодаря особым правилам подсчета ударов.

Команда состоит из трех спортсменов (допустимо наличие одного запасного). Они участвуют в девяти боях, и сетка расчерчена так, чтобы ни один участник не встретился дважды с тем же соперником. В каждом раунде максимальный счет увеличивается на пять ударов: в первом поединке фехтуют до пяти, в следующем до десяти и т. д. Время поединка ограничено тремя минутами.

К примеру, если третий раунд начинается со счета 3:12 в пользу команды справа, правый боец может довести его до 3:15, если будет выигрывать «всухую». Но и боец слева может довести счет в этом раунде до 15:12 в пользу своей команды. Этой возможностью Софья Великая воспользовалась на прошедшем чемпионате мира, переломив ход встречи с Украиной: при счете 21:25 в пользу Украины в шестом раунде наша спортсменка выиграла бой против Алины Комащук с результатом 9:2. Раунд завершился с общим счетом 30:27 в пользу команды России, а первенство — золотой медалью в копилку нашей сборной.

Как ни парадоксально, именно в командных соревнованиях ярче проявляется характер бойца. Здесь нет гарантированных титулов и побед по очкам за несколько этапов до конца первенства, как в «Формуле-1». Проявив железную волю, годами отточенное мастерство и стойкую концентрацию, спортсмен может исправить даже грубые ошибки товарищей и привести команду к победе. И, посетив чемпионат мира в Москве, я могу уверенно сказать: фехтовальщики действительно до последнего верят в победу.

Если я назвал недостаточно причин для того, чтобы ходить смотреть на фехтование, то вот вам еще одна: судьи здесь говорят по‑французски. Это очень красиво.Команда Tissot прибыла в «Олимпийский» за три дня до начала чемпионата мира — именно столько времени нужно, чтобы установить, скоммутировать и проверить все оборудование. Особенность хронометража в фехтовании заключается в том, что состязания проходят сразу на множестве дорожек. На арене «Олимпийского» разместилось 24 дорожки для отборочных туров и 8 для полуфиналов и финалов (и это не считая еще 18 тренировочных). Ключевой компонент системы — прибор под названием KRT. Это портативный компьютер, который может подключаться к соревновательному аппарату любой марки и передавать его сигналы далее по сетевому протоколу. Каждый KRT отправляет данные по трем направлениям: в скоринговую систему, где документируется результат, в систему формирования телевизионной графики (она же используется для трансляции на большой экран) и на интернет-стриминг.

Важнейшая задача для хронометриста — подготовка волонтеров, роль которых в фехтовании трудно переоценить. Ведь именно волонтер запускает и останавливает хронометраж по команде рефери, и от точности его работы может зависеть исход поединка.

Идеальное партнерство

Швейцарский часовой дом Tissot обеспечивает хронометраж на мировых первенствах по фехтованию с 1996 года. Для международной федерации фехтования FIE это партнерство означает безупречно точное судейство, а для швейцарской марки — верность ключевым ценностям: сочетанию традиций и инноваций.

Словарь рефери

Ан гард (фр. En guarde, «к бою»): участники занимают позиции у линий начала боя Эт-ву прэ? (фр. tes-vous pr? t?, «Вы готовы?»): если участник не готов к бою, он должен подать знак судье Алле! (фр. Allez!, «начинайте!»): бой начинается Альт! (фр. Halte!, «cтой!»): бой останавливается, удары или уколы, нанесенные после команды, не засчитываются А друа (фр. A droit, «направо»): укол (удар) присуждается спортсмену справа А гош (фр. A gauche, «налево»): укол (удар) присуждается спортсмену слева Па конте! (фр. Pas compter!, «не считать»): укол (удар) не присуждается никому

Точное объяснение терминов и понятий, определение значения и содержания позволит фехтовальщику осмыслить суть занятия.

Это также поможет усвоить важные правила техники, теории, концепции преподавания и будет развивать логическое мышление при выполнении боевой задачи.

Ряд ведущих понятий и терминов в фехтовании

Объяснением и изложением тезисов и значений занимались известные иностранные и русские преподаватели фехтования.

Важно! Без знания терминов и определения понятий в этом искусстве невозможно полноценно использовать тематическую литературу и проводить практические занятия.

Стойка

Боевая стойка — исходное положение мастера клинка, указывающее на готовность к наступлению и обороне.

Фото 1. Показано правильное положение тела в стойке: A, Б - с оружием в верхней позиции, В - с клинком в нижней позиции.

Выполняется по команде «К бою готовьсь!»:

  • Правосторонняя — осуществляется с выставленной вперёд шпагой и дагой (щитом и др.) во второй руке правши.
  • Левосторонняя — делается с выставленной вперёд дагой (щитом и др.) и со шпагой в сильнейшей руке правши.

Выпад

Движение вперёд из исходной стойки толчком ноги , стоящей сзади и дальнейшей опорой на ногу, выставленную вперёд.

Батман

Удар клинком по клинку соперника с целью вывести его в сторону:

  • Прямой — перемещение оружия по горизонтали.
  • Полукруговой — перемещает клинок по вертикали.
  • Круговой — выполняется движением оружия по вертикали и горизонтали и возвратом в исходную стойку.
  • Проходящий — проводят скольжение вдоль клинка с дальнейшим его обведением.
  • Ударный — встречное движение оружия к клинку соперника.

Касание клинком

Прикосновение эспадроном, нанесённое сопернику фехтовальщиком по правилам, разделяется на:

  • Укол — это чёткое касание острия орудия с определённой силой к телу противника, отмечается электрофиксатором или судьёй.
  • Удар — толчок лезвием клинка по телу соперника. Бывает: удар по голове (ку де тет ) по маске сверху, левой щеке (ку дё фигур а гош ) по маске слева, левому боку (ку де коте а гош ), правой щеке (ку де фигюр а друа ) по маске справа, правому боку (ку де коте а друа ), по руке (ку о бра ).

Балл в фехтовании

При уколе или ударе саблистом электрофиксатор сообщает включением зелёной лампочки. Произведённая по правилам атака засчитывается, и спортсмен зарабатывает балл (очко).

Если касание отмечено вне разрешённой зоны , включается белая лампочка. Загорание обеих лампочки вместе означает два удара, первый из которых недействительный, тогда второй не засчитывается.

У шпажистов нет белых лампочек и разрешаются любые удары, поэтому при одновременном загорании лампочек с двух сторон, каждый спортсмен получает балл.

Мулине

Мулине (происходит от фр. мулин — мельница) - вид фехтования путём вращения эспадрона с большой интенсивностью.

Таким образом происходит увеличения мощи углового удара.

Пируэт

Разворот с движением для вывода соперника из равновесия и раскрытия его обороны.

Финт

Стремительный обманный выпад, вызывающий у противника реагирование защитой .

Атака

Наступательное движение для укола, выполняется выпрямлением руки с эспадроном и непрерывной угрозой поразить тело противника. Виды:

Тренировочный бой

Направлен на совершенствование тактических способностей и двигательных навыков, развитие психических и физических качеств , необходимых для успешного действия в фехтовальных боях.

На тренировках акцентируется внимание на отработке техники приёмов и тактики их применения. Занятия направлены на развитие стратегического мышления, быстрого оценивания обстановки.

Как называется укол в фехтовании

Касание, укол, удар — называют «Туше »: с французского «трогать, касаться».

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором объясняются основы фехтования и рассказываются различные факты об этом виде спорта.

Защитная экипировка фехтовальщика ч. 2 Полуторный (Длинный) меч sairess wrote in October 10th, 2014

Фехтование полуторным мечом в формате дуэльного фехтования (бой без доспехов) для России сравнительно недавнее явление. Для понимания, речь в данной статье пойдет о полноконтактном бое "легким" полуторным мечом, клинок которого изготовлен из текстолита или гибкой стали и позволяет наносить как рубящие так и колющие удары, относительно безопасные для обоих оппонентов. Длина такого "оружия" составляет примерно 130 см, а вес до 1500 гр.

В Европе данную дисциплину в рамках системы HEMA (Historical Europe Martial Arts) называют LongSword Fencing, а наиболее популярное название мечей для этого вида в России образовано от немецкого "federschwert" - "Федер". В данном контексте это примерно одно и то-же что и полуторный меч, используемый у нас на соревнованиях. Экипировка фехтовальщиков с полуторными мечами или федерами представляет собой усиленную версию экипировки для стандартного ДФ. О ней вы можете прочитать
Поскольку полуторный меч несколько тяжелее, а динамику в бою ему придают чаще всего двумя руками, повреждения и вероятность нанесения травмы им больше, нежели саблей или шпагой.

Защита головы и шеи.

Как я уже , для защиты головы следует использовать маску для "электросабли" обязательно по размеру, т.е. ту, что после "подгонки" с боков и с затылка будет при фронтальном нажатии упираться вам в подбородок и лоб, при этом лицевой щиток маски не должен доходить до носа как минимум 1 см. Это самое важное условие. Усилие которое выдерживает горже маски измеряемое в ньютонах не столь важно. И 350N и 1400N укол жестким клинком держат одинаково плохо, им нельзя такое горже проткнуть, но и гортань от повреждений защитить тоже на 100% не удастся. Если вы действительно хотите безопасный вариант - это дополнительное горже одеваемое под маску или вшитое в вашу куртку. Под маску я рекомендую одевать стандартный толстый подшлемник для исторического фехтования с оплечьем. Он решит сразу несколько задач: обеспечит, пассивную защиту затылка, амортизацию при сильном ударе, а объем подшлемника даст дополнительный запас расстояния от щитка до лица, что обезопасит от травмы при фронтальном уколе. Также хочу обратить внимание что оплечье выполнит дополнительную функцию горже , но лишь в том случае, если в завязанном состоянии оплечье не имеет брешей. Возможно, придется произвести небольшую доработку завязок, заменив их широким ремешком, который и будет выполнять функцию горже. Для того чтобы одеть такой подшлемник с оплечьем под маску, маску придется растянуть с боков и сзади.

В бою на "полуторах" часто возникают ситуации клинчей, что повышает риск ударов в затылок. И хотя наличие подшлемника частично решит эту проблему, не лишним будет дополнительная защита затылка. в магазинах можно приобрести вот такой вариант, но он дорогой:

Вероятно проще будет изготовить защиту на заказ или самому.

Защита рук и тела.

Тело следует защитить стандартной курткой-колетом или стеганкой.


Однако, если в ДФ пластиковую защиту в виде налокотников и нагрудника я обозначал как рекомендуемую, то в данном случае она будет обязательной.



Кисти рук - наиболее уязвимая зона при фехтовании полуторным мечом. Если в ДФ традиционно используются закрытые гарды, обеспечивающие хорошую защиту кисти, то тут дела обстоят хуже. Независимо от того, разрешены ли правилами удары по кистям или запрещены - кисти постоянно будут в зоне риска и потребуют не только хорошей защиты, но и защиты гибкой, не сковывающей движений.
На сегодняшний день есть много решений для защиты кистей, но ни одной оптимальной. Под оптимальной, я понимаю защиту, которая была бы и удобной, и надежной и "аутентичной", отвечающей требованиям некоторых турниров, где спортивное снаряжение должно быть скрыто.
Из спортивного снаряжения наиболее зарекомендовали себя хоккейные перчатки.

Истфех предлагает нам мощные перчатки с кожаными или металлическими пластинами.



Далее все как обычно: лучше защита - меньше подвижность и наоборот. Выбор за вами.

Защита ног.

Бедра - одна из основных зон поражения, поэтому опять же рекомендуемая в ДФ защита бедер здесь будет обязательной.
Спортивное решение - мото/вело/сноубордические шорты с защитой.
Минусы: "сегментарность", т.е. защита лишь определенных участков.
Плюсы: легкость, удобство и комфорт. Можно и нужно носить под одеждой.

Истфех решение: стеганные набедренники.
Минусы: жаркие, неудобные, сравнительно большой вес.
Плюсы: лучшая защита.

К защите коленей и голеней я рекомендую также подойти со всей ответственностью. Любители бюджетной роликовой защиты здесь будут крепко разочарованы, скорее всего уже после первых минут боя. Даже шарнирная мото-защита здесь пойдет не любая, хоть она, на мой взгляд лучше всего обеспечивает свои функции: защитную и подвижную.

Несколько более громоздкая хоккейная защита тоже хороша, но уже серьезно увеличивает контур бойца, а следовательно делает его более легкой мишенью.

Ну и конечно же полицейская защита, так любимая всеми бойцами HEMA:

Ее у нас довольно трудно достать, хотя в милитари-магазинах ее можно встретить всё чаще.
Что касается ступней, мне не попадалось ни одной версии правил, где бы они выступали поражаемой зоной в каком-либо виде фехтования, кроме спортивной шпаги. Делитесь, если что.

Таковы оптимальные, на мой взгляд, виды защитного снаряжения бойца полуторным мечом или "федером", обеспечивающие и подвижность и должную защиту. Я буду рад любым замечаниям и дополнениям коллег по цеху и сочуствующих. Разумеется, конструктивным и обоснованным.

P.S. Это некоммерческая статья, и копирайт магазина Донжон на некоторых фото в данном случае не носит рекламный характер. Однако, этот магазин, я, без сомнения, могу рекомендовать для приобретения снаряжения для исторического фехтования и других товаров.

Фехтование - это олимпийский вид спорта, суть которого заключается в ведении боя с использованием холодного оружия. Различают следующие виды спортивного фехтования: на рапирах, на саблях, на шпагах. Фехтовальщикам необходимо нанести укол сопернику и отражать или избегать уколов по себе. Соревнования по фехтованию проводятся как между мужчинами, так и между женщинами.

Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.

История возникновения и развития фехтования

Еще 3 тыс. лет назад египетский фараон Рамзес III устроил в честь победы над ливийцами турнир по фехтованию. На фресках тех времен отчетливо различается оружие очень похожее на современное, которое используется в фехтовании, а также маски защищающие лица. Помимо Египта соревнования устраивались также в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.

В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы. В это время популярность набирали такие виды оружия, которые могли проникнуть острием клинка в щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.

9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.

Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.

Правила фехтования

Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.

Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.

За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.

Фехтовальная дорожка

Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 - 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:

  • центральная линия;
  • 2 линии исходной позиции (на расстоянии 2 метров от центральной линии);
  • боковые границы дорожки;
  • задние границы дорожки.

С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Фехтовальная экипировка

Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):

  • Рапира - колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
  • Шпага - колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
  • Сабля — рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.



error: Контент защищен !!