Закрыть гештальт - что это? Значение и особенности. Незавершенный гештальт в любви или вспоминаю бывшего Незакрытый гештальт с мужчиной

Вы все время попадаете в ситуации определенного типа? Сталкиваетесь с людьми определенного типа? У вас есть ощущение дежавю? Ощущение, что вы постоянно наступаете на одни и те же грабли? Одна из причин такого явления - незакрытые гештальты.

Гештальт: вспомнить все

Само слово «гештальт» в переводе с немецкого языка означает «целостная форма, образ, структура». Поэтому, когда говорят, что гештальт не закрыт, имеют в виду то, что какая-то ситуация в прошлом осталась незавершенной. И это не позволяет нашему подсознанию поставить в той истории точку.

Условно говоря, подсознание тревожится, создает внутри нас напряжение, а главное - заставляет нас вести себя определенным образом.

  • Во-первых, так, чтобы мы помимо своей воли искали или же сами воспроизводили ситуации , схожие с теми, что остались незавершенными, непроработанными, недопрожитыми в нашем прошлом, в которых мы недополучили что-то важное для себя. При этом саму ситуацию мы можем даже не помнить.
  • Во-вторых, чтобы мы искали людей, которые смогут стать заменой тех, кто был когда-то для нас значим и кому мы смогли / не захотели / побоялись что-то сказать или сделать.

Например, часто за незавершенными гештальтами стоят непроработанные отношения с родителями. В детстве мы целиком и полностью зависели от них, от того, насколько хорошими и послушными были. Фактически послушание родителям было условием нашего выживания, поэтому мы были вынуждены во многом сдерживать себя.

Но невысказанные упреки, обиды, невыраженный гнев в адрес родителей и других значимых взрослых никуда не делись. Они по-прежнему живут внутри нас. И чем старше мы становимся, тем более тяжелым и громоздким становится этот багаж.

На то, чтобы носить все это «добро» в себе, мы тратим массу энергии. А все потому, что еще в детстве усвоили: выражать свои чувства и говорить прямо о том, что думаешь, опасно.

Но как вспомнить все, что случилось с нами в жизни и что необходимо завершить? Ведь это же просто невозможно! И что делать с этими незакрытыми гештальтами? Как их завершить?

Да, вспомнить абсолютно все действительно невозможно. Но это и не нужно: и того, что прямо сейчас ранит сердце и рвется наружу, за глаза хватит для начала работы. А все менее значимое вспомнится потом, после того как мы разберемся с самыми актуальными вещами.

Кроме того, ситуации, которые нас беспокоят, в большинстве случаев можно распределить по группам. И, прорабатывая самую тревожащую ситуацию в какой-то группе, мы фактически прорабатываем и другие ситуации этого типа.

Далее. Обязательно нужно понимать, что закрыть гештальт - это не значит бежать к родственникам или другим «обидчикам», начинать махать кулаками, доказывая свою правду, и на повышенных тонах выяснять с ними отношения. Такое поведение будет крайне неэкологично не только для наших визави, но и для нас самих. Особенно если учесть, что кого-то из «обидчиков» наверняка уже нет в живых.

Закрыть гештальт - значит проработать свое прошлое и перепрожить его. Это работа с самим собой, а не с другими людьми. Результаты этой работы - произошедшие внутри нас изменения - окружающие обязательно почувствуют на невербальном уровне. В итоге изменятся не только отношения с ними, но и качество нашей жизни.

Итак, что нужно сделать, чтобы закрыть гештальт?

Основных шагов три.

1. Следует начать прорабатывать одну из ситуаций , которые лежат на поверхности и беспокоят прямо сейчас. Вычленить их легко: нужно взять листок бумаги и ручку и записать все, что задевает за живое, вызывает раздражение и возмущение.

2. Дальше необходимо продумать и по пунктам перечислить, что конкретно в данной ситуации нам не нравится . Как, с нашей точки зрения, все должно было быть и почему. Чему должна была научить нас эта ситуация, какой жизненный опыт мы должны были в ней приобрести и т.д.

А теперь, когда у нас есть вся информация об «идеальном» развитии и завершении этой ситуации, нужно погрузиться в нее как можно глубже и полнее и прожить ее заново. И в процессе этого повторного проживания выплеснуть те чувства и эмоции, которые мы хотели выплеснуть, но не смогли этого сделать. Сказать то, что хотели сказать, но так и не сказали. Сделать то, что хотели сделать, но так и не сделали.

Важное замечание: проживание ситуации должно проходить не только и даже не столько на уровне ума, сколько на уровне чувств и ощущений!

И еще. Не стоит стремиться выполнить это упражнение с первого раза. Закрытие гештальта - это работа с травмой, а это процесс очень неприятный и болезненный. Далеко не каждому под силу сделать это в один прием. Поэтому важно дать себе возможность погружаться в ситуацию столько раз, сколько понадобится, чтобы окончательно ее исчерпать.

Главное - чтобы в итоге не осталось ничего недосказанного, недопонятого, недоделанного. В результате вы должны разобраться со всеми сожалениями, обидами, гневом - всем, что вас тяготит.

Понять, что гештальт завершен, можно только опытным путем - когда в следующий раз вы снова начнете проживать эту или схожую ситуацию и не испытаете при этом никакого дискомфорта.

3. После этого хорошо пересмотреть свою жизнь с позиции нового опыта - хотя бы основные, переломные моменты. Это задание очень важно, потому что оно помогает изменить представления о себе. В результате заметно снизятся восприятие себя как жертвы, ощущение собственной беспомощности и никчемности. И при этом мы начнем чувствовать себя более уверенными, более опытными и умудренными жизнью людьми.

Почему эта техника эффективна?

Во-первых, работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему мы делаем. Во-вторых, она переориентирует мышление, чувствование и поведение.

Разрушение автоматизмов происходит, когда мы анализируем, что сделали не так в прошлом, и прорабатываем альтернативные варианты своих действий, ищем наиболее подходящий для нас в конкретном случае способ отреагировать на ситуацию.

То есть перед выполнением привычного действия мы берем паузу и начинаем задумываться, каким еще образом можем его совершить. В процессе разрыва шаблона происходит и переориентация нашего старого типа мышления на новое. Начав мыслить по-другому, мы испытываем новые чувства, а вслед за ними подтягивается уже и новый способ реагирования и поведения.

Помочь Маше вернуть родительский «должок»

Давайте рассмотрим конкретный пример работы с непроработанными отношениями с родителями как самый распространенный и «больной» случай. Возьмем мою клиентку - назовем ее Машей - и пройдем вместе с ней по вышеприведенным трем шагам.

Маша - клиент опытный, много чего понимает и осознает, поэтому ее пример будет показательным. Далее следуют мои комментарии, наблюдения и выдержки из Машиного дневника работы над собой (публикуются с ее разрешения).

1. Проработка ситуации

Маше уже хорошо за тридцать, но она до сих пор носит в своем сердце обиду на родителей - на то, что они недодали ей внимания, заботы, любви. И она до сих пор ждет, когда они «одумаются» и вернут наконец свой «должок». Это мешает ей строить отношения с другими людьми и устраивать свою личную жизнь (она не замужем и живет с родителями). И это то, что Маша хочет изменить в первую очередь.

«Что мне не нравится в отношениях с родителями?

1. Мне не нравится то, что я была и остаюсь недолюбленным ребенком.

2. Не нравится, что в 99% случаев родители (особенно мама) меня критикуют, причем унижая меня, высмеивая и, как мне кажется, всегда меня отвергая.

3. Не нравится, что, общаясь с другими людьми, я жду от них той любви, которую мне недодали родители (периодически ловлю себя на этом). А когда не получаю ее, начинаю капризничать, как маленький ребенок, делать пакости, чтобы отомстить людям за то, что и они не дают мне любви и внимания, в которых я нуждаюсь, и в конце концов рву с ними отношения. Ну или они рвут отношения со мной.

Получается, что даже с другими людьми я выстраиваю и проигрываю те же отношения, что и с родителями? Получается, что я наступаю на одни и те же грабли и двигаюсь по кругу? И, чтобы разорвать этот порочный круг, мне нужно изменить отношение к родителям? Наверное, это и есть тот урок, который я должна извлечь из этой повторяющейся из раза в раз ситуации. Урок в том, что мне нужно стать эмоционально самостоятельной, не зависящей от родителей, эмоционально повзрослеть.

А чего я хочу в идеале? Для меня важно, чтобы родители дарили мне душевное тепло, интересовались моими делами, хвалили меня, поддерживали. Что мне это даст? Мне кажется, что тогда я наконец смогу чувствовать себя в безопасности, а значит, стану более независимой и смогу общаться с другими людьми на равных. Беда в том, что я не могу заставить родителей изменить отношение к себе. Получается, все, что мне остается, - это изменить свое отношение к ним. Может, хотя бы тогда что-то изменится?»

2. Что не нравится в ситуации и как это изменить

Когда Маша, несмотря на страх и сопротивление, все-таки погрузилась с проживание отчаяния из-за отношений с родителями и когда она услышала внутри себя их обычное: «У тебя все равно ничего не получится! Да у тебя руки не из того места растут. Да что ты можешь-то? Чего еще от тебя ждать?» - обида и возмущение захлестнули ее так, что она не выдержала.

Она зарыдала, и из нее наконец-то хлынули претензии, которые она никогда не решалась предъявить родителям (она и сейчас выкрикивала их про себя, а не вслух, что вполне безопасно и при этом не менее полезно). Это были упреки в холодности, жестокости и жесткости, равнодушии, нечуткости. В том, что они отказывались водить ее в кружки (а она очень хотела в детстве научиться рисовать и играть на фортепиано). В том, что редко отпускали ее гулять во двор с другими детьми.

Она жаловалась на то, что ей всегда не хватало откровенности, разговоров по душам, их ласки и душевного тепла. Признавалась в том, что ей столько раз хотелось подойти и обнять маму или поведать ей что-то глубоко личное, но всякий раз она одергивала себя и заставляла себя держать дистанцию и отстраняться, боясь насмешек и оскорблений.

Нужно сказать, что это оплакивание себя продолжалось у Маши несколько месяцев и продолжается до сих пор. Сначала она стеснялась этого, но постепенно это стеснение прошло. Потому что, выплескивая то, что накопилось, она в какой-то момент начала чувствовать облегчение - как будто начала сбрасывать с плеч тяжелый груз. И по мере того как Маше становилось легче, в ее жизни начали, хоть и медленно, происходить перемены.

Сейчас она уже не зациклена на своей недолюбленности. Хотя, конечно же, грустит, думая о том, как здорово было бы, если бы она росла в атмосфере любви и заботы. Но это уже именно грусть, а не серьезная душевная боль. Грусть, которая появляется всегда, когда думаешь о важной потере.

Фокус внимания постепенно смещается у Маши с родителей на свою собственную жизнь. Она начала брать уроки игры на фортепиано (о которых мечтала в детстве и от которых получает сейчас большое удовольствие), чаще бывать на людях и общаться с ними (а не стоять в сторонке, как раньше), чаще звонить немногим пока друзьям и строить планы о том, как лучше расширить круг общения и каких людей ей хотелось бы в него ввести.

Она учится воспринимать себя как взрослого человека и относиться к себе с уважением. Это пока получается с трудом, но все-таки какие-то подвижки уже есть. Интересно, что и родители Маши почувствовали эти перемены и стали относиться к ней с меньшим пренебрежением, иногда они даже обращаются к ней за советом.

3. Переоценка жизни

Сейчас, когда эмоциональная зависимость Маши от родителей снижается, она уже готова начать пересматривать свою жизнь. Вот что она успела записать в своем дневнике и обсудить со мной:

«Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что холодность и отстраненность родителей, несмотря на причиненную боль, в чем-то даже мне помогли. Например, когда я только поступила в школу, мне было гораздо проще привыкнуть к ней, чем многим моим одноклассникам, которые росли в тепличных условиях и у которых было беззаботное детство. Для них отсиживать уроки, а потом делать домашние задания было сущим наказанием, а мне как-то сразу стало интересно.

Передо мной открылся мир гораздо приветливее того, что ждал меня дома. Я ходила в школу с удовольствием, с удовольствием училась и закончила школу с медалью. Проблем с поступлением в институт тоже не было.

И работать я начала уже в институте, а не ждала окончания учебы, как сокурсники из благополучных семей. Потому что мне надоело, что родители называют меня иждивенкой, да и вообще самостоятельности хотелось. И к окончанию института у меня уже были опыт и трудовой стаж, так что после диплома мне было легче, чем многим моим сокурсникам, устроиться на работу в хорошую компанию с хорошей зарплатой.

В школе, правда, среди одноклассников у меня друзей вообще не было: они казались мне детьми. Зато у меня всегда были друзья старше, начитаннее, глубже, чем я: мне было интересно с ними разговаривать, узнавать у них что-то, учиться у них уму-разуму (научиться этому у родителей в силу их закрытости было невозможно), перенимать опыт.

Вот и получается, что из-за обделенности вниманием родителей я оказалась гораздо более развитой, чем мои сверстники, повзрослела раньше их, мне легче адаптироваться к меняющимся условиям и справляться с трудностями, потому что мне не на кого рассчитывать, кроме как на себя. И по этой же причине мне вообще легче устраиваться в жизни.

Выходит, я всю жизнь смотрела только на одну сторону медали - на ту боль, которую причинили мне родители. И даже не замечала тех преимуществ, которые эта тяжелая для меня ситуация дала мне».

Завершение гештальтов - это работа, конечно, небыстрая и трудоемкая. Но ради того, чтобы разобраться со старыми травмами и наладить отношения с окружающими, стоит приложить усилия.

От редакции

Ох уж эти отношения с родителями… Как много нервных клеток они убили каждому из нас! Кажется, тема конфликта отцов и детей неисчерпаема. Сколько бы лет вам ни было - 13, 23 или 53, - вы так или иначе остаетесь зависимы от родительского мнения. Как оставить прошлые обиды в прошлом и научиться жить собственной жизнью, рассказывает психолог Ольга Юрковская : .

Обиды на родителей, пережитые травмы и другие незакрытые гештальты рано или поздно превращаются в «монстров» и «призраков», которые мешают нам адекватно воспринимать происходящее и выстраивать здоровые отношения с другими людьми. Читайте о том, как распознать и нейтрализовать своих «монстров» и «призраков», в статье психолога Елены Арещенко :

В психологии понятие «гештальт» означает целостность. Именно к целостности всегда стремится наша психика. Но как часто бывает, когда мы начали какое-то дело, отвлеклись и не закончили. Или пережили событие, которое не можем отпустить и забыть. Целостность нарушена, а нас терзает непонятная тревога, раздражительность, внутреннее напряжение. Психологи скажут, что так проявляется незавершенный гештальт .

Таких незакрытых процессов с самого детства может накопиться целое множество, от простых, до глубоких, не всегда осознаваемых. Чем это может быть опасно? Стоит ли действительно беспокоиться о том, как закрыть гештальт ?

Суть незавершенностей

Чтобы было понятно, что такое незавершенный гештальт, приведем несколько примеров. Вы открыли почту, начали читать письмо, оно показалось вам важным, но вдруг кто-то позвонил. В процессе разговора вас посетила некая мысль, которую вы хотели бы выразить, но не успели, потому что услышали плач ребенка, положили трубку и побежали проверять, что случилось. Потом занялись насущными делами, уборкой, работой и т.д. Вроде бы ничего особенного, но до конца дня вас не отпускают мысли о неоконченном разговоре, недочитанном письме и массе других незавершенных дел. Это негативно отражается на вашем эмоциональном состоянии, а значит, и на поведении. Подобные незакрытые гештальты достаточно просты, но бывают и ситуации куда серьезнее.

Например, человек в детстве пережил психотравмирующее событие, которое произвело на него сильное впечатление, но никто из взрослых не посчитал нужным объяснить ему, что именно произошло, почему это случилось, и как быть дальше. Другой пример, когда на непонятной ноте у человека окончились серьезные отношения, и он не успел выразить желаемые эмоции и чувства. Такого рода незавершенный гештальт в любви и отношениях связывает нас, словно невидимыми цепями, с определенными сценариями жизни, людьми и ситуациями. Событие или отношения уже давно вытеснены из памяти, а след в виде необоснованного страха, напряженности и тревоги остался. Работа, оставшаяся неоконченной, нереализованное желание, не отпускающие отношения, невыраженные эмоции, не прожитые события – все это незавершенные гештальты, которые закрывают двери перед полноценной жизнью.

Чем опасны незавершенные гештальты?

Представьте себе, как человек работает за компьютером, постоянно открывая новые приложения и программы, не закрыв при этом предыдущие. Рано или поздно, в зависимости от производительности, система начнет глючить, выдавать ошибки, пока полностью не зависнет. Также происходит и с человеческой психикой при большом количестве незавершенных процессов. Почему незакрытый гештальт становится для человека проблемой? Дело в том, что психическая энергия выделяется в ответ на появление потребности (сказать, прожить, выразить, завершить и т.д.). А все, что не окончено, стремится к завершению.

Таким образом, когда гештальт не завершен, большое количество энергии расходуется на поддержание этой подвешенной ситуации, что приводит к истощению ресурсов человека. Выражаться это может в виде снижения концентрации, неосознанного напряжения, тревожности, раздражения, психологического дискомфорта, бессонницы.

С течением времени появляется глубокое чувство неудовлетворенности жизнью, что может вылиться в невроз, депрессию, хронический стресс, соматические болезни.

Опасность открытого гештальта заключается в том, что человек постоянно возвращается в эти ситуации, пытается переживать их в других отношения с другими людьми. Он попадает в замкнутый круг и не может двигаться вперед. Вы должны понять, как важно закрыть гештальт прошлых отношений, пережитых ситуаций, невыраженных эмоций для того, чтобы двигаться вперед и жить полноценной жизнью здесь и сейчас.

Влияние гештальтов на близких людей

Казалось бы, как наши незавершенные ситуации могут влиять на других людей? Однако от этого больше всего страдают самые близкие люди – дети и партнеры. Например, человек, который в свое время мечтал стать художником, но пошел по наставлению родителей в юридический ВУЗ, будет, не осознавая незавершенное стремление, отправлять своего ребенка на всевозможные творческие кружки. При этом, у самого чада обычно забывают спрашивать о том, чего он хочет на самом деле, как реализовать себя. Ведь намного проще сделать художника из своего ребенка, чем закрыть гештальт самостоятельно, самому проработать незавершенную ситуацию.

В отношениях незавершенности проявляются в виде капризов, непонятных требований, истерик и неадекватного поведения. А виной всему недополученное внимание от предыдущего партнера. Чтобы не терзать дорогих сердцу людей, необходимо прорабатывать изаканчивать все незавершенные процессы, стремиться к закрытию гештальта в прошлых отношениях.

Методы закрытия гештальтов

Как завершить волнующий вас гештальт? Важное и незыблемое правило: начинайте с самого простого! Завершите что-то, что не требует особых усилий и психических ресурсов, выполните то, что давно хотели, но постоянно откладывали. Например, отпуск, курсы английского, покупку абонемента в фитнес-клуб. Для того, чтобы незаконченный гештальт перестал беспокоить, иногда достаточно просто обратить на него внимание. Осознание истинных стремлений и желаний позволяет закрыть вопрос раз и навсегда. Подумайте, что именно вас терзает, что вы не реализовали, что не высказали. Если есть возможность завершить ситуацию с теми людьми и в тех обстоятельствах, в которых она была открыта, сделайте это. Сложнее этого достичь в ситуации, когда гештальт не закрыт, а люди, причастные к ситуации, недоступны. В этом случае для того, чтобы добиться завершенного гештальта, можно использовать следующие способы:

- Выразить эмоции, высказать мысли другому человеку, который вас поддержит.

- Прекратить бороться. Просто примите незавершенный процесс, как таковой и перестаньте на него эмоционально реагировать.

- Уделить особое внимание. Обращайте пристальное внимание на всплывающие образы, которые относятся к незакрытой ситуации. Вытащите на уровень сознания действия, воспоминания и другие детали. Таким образом, обработанная сознательно информация завершит процесс.

- Как закрыть гештальт в отношениях с мужчиной? Использовать технику “перенос”. Отработайте незавершенный гештальт в сходных обстоятельствах в настоящем. Например, вы поняли, что проблемы с партнером связаны с тем, что у вас не был закрыт гештальт в отношениях с другим человеком. Просто попросите партнера окружить вас особой заботой на некоторое время, это поможет избавиться от незавершенности.

- Смоделировать ситуацию. Вообразите, как мог быть закрыт ваш незавершенный гештальт. Постарайтесь представить, какого окончания ситуации вы бы хотели, проживите ее мысленно снова и поставьте точку.

Как защититься от незавершенных процессов

Распознать простые незакрытые ситуации можно самостоятельно, куда сложнее завершить гештальт родом из детства, который скрыт в подсознании. Здесь на помощь придет психолог. Однако кроме того, чтобы работать над завершением уже открытых гештальтов, важно научиться избегать ситуаций, которые создают ненужные привязки, чтобы снова не попадать в сети незавершенностей. Для этого следует запомнить и выполнять три простых правила:

- Выражайте свои чувства и эмоции открыто. Это наиболее важное правило, так как самые большие проблемы всегда связаны именно с невыраженными переживаниями. Подавление эмоций – это не выход, они никуда не исчезнут, а только трансформируются в блоки и болезни. Поэтому, если вы гневаетесь, грустите, радуетесь, выражайте чувства сразу. Хорошо это делать через творчество.

- Высказывайтесь, если считаете нужным. Конечно, в обществе существуют определенные правила вежливости и толерантности, которые не позволяют всегда открыто высказываться. Но, если этого не делать, пострадает ваше психологическое здоровье. Поэтому, если нет возможности высказать мысль напрямую адресату, поделитесь вашим мнением с другом, разыграйте эту сцену с кем-то, чтобы закончить ситуацию.

- И самое простое правило – доводите до конца все дела, обещания и работу. Ставьте напоминания, планируйте, используйте любые фишки, чтобы незаконченная работа не нарушала эмоциональное равновесие.

Незавершенный гештальт - это всегда порождение нашего прошлого опыта. Когда мы говорим о данном феномене, то подразумеваем события прошлого, повлиявшие на нашу жизнь.

Незавершенный гештальт

Незавершенность, как понятие, родившееся в гештальт-подходе, означает неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению. Что является признаком, сигналом незавершенности?

Устойчивая невозможность (формирующий опыт)

Говорить о незавершенности - это значит описывать вполне реалистичную ситуацию случившуюся в прошлом. Ведь для того, чтобы незавершенность стала действующей силой, она должна быть устойчивой и протяженной во времени. Долго должна сохраняться ситуация «голода, холода» или просто невозможности осуществить, родившееся ранее желание. Устойчиво невозможно.

Как это бывает в проживаемом опыте: сначала приходит вдохновение, импульс, идея, зарождается желание, довольно интенсивное и опознанное, мечтание о том, как это будет и поиск пути, средств это осуществить и…происходит сбой.

И я еще какое-то время хочу и мечтаю, пока не начинаю чувствовать отчаяние и понимаю, что мечта неосуществима. Она так и останется неким символом моего страстного желания.

Пример незавершенности, как влияющей силы, это история Золушки.

Девочка нежная, желающая заботы и любви по отношению к себе, в итоге оказавшаяся в ситуации, где нет ничего из желанного. Зато есть довольно грубая реальность и голубая мечта обрести счастье. Главное, пожалуй, что здесь есть и виновные в этом люди, и очевидные препятствия, невозможность делать то, что принесло бы удовлетворенность. Золушка при этом сетует именно на судьбу и не видит возможности, она смирилась и тайно мечтает.

Чрезмерная выпуклость такого примера хороша именно для того, чтобы можно было увидеть, как раз за разом зарождающиеся желания и пути их реализации были прерваны, как человек переживает разлуку с перспективой собственного осуществления.

Иной способ удалить человека от обретения завершенности своих желаний - гневное обвинение других, претенциозный способ донести до другого свое переживание.

Отдельно остановлюсь на том аспекте сказки, где Золушка желает обрести чудо, в лице принца, феи - другого человека. Он является поддерживающим и помогающим развиваться в сторону ее (Золушки) удовлетворения. Мы находимся в тайном поиске похожей перспективы, не вполне это осознавая.

Остановка в сфере потребностей

Еще один признак незавершенности - это присутствие в человеке тягостного или тревожного переживания. Человек опознает в себе это переживание одновременно с тем, как начинает думает о новом. О новом проекте, одинаково желанном им и вызывающий ряд внешних сложностей.

Интенсивность этой тревоги или тоски так велика, что становится предпочтительнее этот проект отложить. Эта интенсивность возникла в следствии (на фоне) трагических, травматических событий в жизни человека, повлиявших на восприятие себя и ситуации осуществления. К сожалению, мы с трудом можем различить в повседневной жизни эту закономерность.

Первый и главный признак присутствия определенного количества незавершений - это отсутствие развития в потребностной сфере.

Какие потребностные сферы жизни на данный момент имеет почти каждый человек (всегда есть некоторые оговорки)?

Профессиональная: компетентность, идентичность, реализованность в выбранной профессии.

Эмоциональная жизнь: допущенность разнообразия состояний, объем и глубина эмоций, качество бытия в переживаниях к себе и к событиям.

Духовная, сфера здоровья (телесности), сфера отношений - смежная со эмоциональной жизнью.

Это основные области в которых мечтает реализоваться или уже живет человек.

Когда мы начинаем говорить о развитии потребностных сфер, появляется необходимость обратить внимание на качество этого развития.

Что можно понять о качестве жизни, если принято говорить о количестве? О том, в каком количестве присутствуют в жизни человека те или иные достижения и реализованные планы. Об удачном замужестве, рожденных детях, достойном заработке, профессиональном росте, о наличие недвижимости. Тогда каково качество этой жизни?

Трудности реализации профессиональных амбиций

Сформированность профессиональной идентичности (это ведь о том, кто я и что я делаю, да и в общем - ориентация в сфере профессиональных интересов - чем я хочу заниматься, то ли это, что я делаю; как я себя чувствую занимаясь тем, что я выбрал; или - мне тяжело и я бесконечно устал)..

Усталость оправдывается невозможностью сменить безопасное поле на новое и далее множество факторов: возраст, отсутствие времени и денег начинать что-то новое, наличие обязательств - семья, дети и пр. Что-то что останавливает меня развиваться, в свою очередь, в свою сторону.

Качества сферы отношений

Сфера отношений - это для всех более или менее понятная ситуация - отношения в паре, в браке. Вот тут мы сталкиваемся с вопросами качества. Ведь речь идет не только о наличие отношений.

Вопрос задан широко: есть ли у вас отношения, устраивают ли они вас, а также с кем у вас отношения? Есть ли у вас близкие друзья вашего пола? А как вы общаетесь с противоположным полом?

То есть мы говорим о том, что реализация имеет многоплановость, широту возможностей. О том, что нуждаемся мы в широком диапазоне отношений, с различными возможностями реализовать свои потребности от секса до дружбы, как с мужчинами, так и с женщинами.

Мы говорим о близости с мужчинами (если говорить о женщинах), не забывая о близости с женщинами (если говорить о глубокой дружбе, о поиске духовного родства). Или мы «складываем все яйца в одну корзину» и они время от времени все разбиваются, поскольку это (разнообразие всех моих потребностей - все к тебе одному ) невозможно.

Целостность психического и физического

Что касается здоровья. Мы редко употребляем в быту слово «телесность». В нашем повседневном лексиконе значится слово «самочувствие»: неважно, не очень, что-то я приболел.

Восприятие болезненных состояний тела и души переживается зачастую как досадно раздражающее. Нарушена связь между восприятием, что это мое состояние и это то, чем я сейчас и являюсь. Восприятие теряет целостность. Это я болею. Это я что-то переживаю. И это фигура моей жизни и моих забот. Но фокус внимания совсем в других сферах. Болезнь же находится на периферии, сознательно становится отчужденной и далекой.

Поведение человека в болезни никак не освещается в нашей среде, поскольку никто этим в плотную не занимался. Поведение человека в болезни определяет его отношение к своему здоровью, к своему телу, к тому что он понимает значения тела в жизни человека.

Мы не можем жить, не понимая, что болезнь связана с нашим состоянием не только здоровья физического, но и нашим состоянием психологическим.

И оттого нуждаемся мы во внимании к своему здоровью, не только потому что неболезнь - это хорошо. Не болеть - это значит быть благополучным в смысле возможностей к реализации своих потребностей.

Качество и содержание духовной жизни

Признак бывших незавершенных ситуаций в настоящем - это отсутствие постоянного источника питания для духовной жизни. Речь снова идет не о количественных факторах, а о качественных.

Много прочитанных книг и просмотренных фильмов, увиденных красот и достопримечательностей могут ли говорить о наличие духовной составляющей?

Возможно, но,все-таки, главными факторами является качество этих книг, фильмов, проникновенность и длительность переживаний и потребность возвращаться к ним снова. Улучшение эмоционального состояния, ощущения плотности себя, души, вдохновленность и законченность переживания духовного порыва.

В противовес духовной наполненности - пустота, одиночество, растерянность, непонятность, желание что-то снова сделать, вернуться к культурному«фаст-фуду» и успокоить гнетущее волнение.

Зачем об этом знать?

Люди чувствительные, ищущие, тревожащиеся, волнующиеся и люди испытывающие потребность разобраться в причинах своей неудовлетворенности, сложных и крайне запутанных, в ряде случаев, ситуациях.

Люди растерянные, расслабленные, но желающие увидеть что-то новое для себя.

Люди болеющие, запутавшиеся, потерявшие ориентиры, возможно, уже потерявшие даже надежду их найти.

Все люди задаются вопросами каждый день:

Что препятствует тому или иному моему движению в ту сторону, куда я иду. Что помогает мне оставаться там, где я нахожусь?

Тема незавершенности отвечает на эти вопросы.

Выражение «завершить гештальт» получило распространение одновременно с развитием гештальттерапии, начавшимся с практики Фредерика Соломона Перлза в 1942 году. Термин «гештальттерапия», выбранный в качестве названия для нового психотерапевтического направления в рамках экзистенциально-гуманистического подхода, впервые появился в одноименной книге «Гештальттерапия: возбуждение и рост в человеческой личности», написанной Полом Гудменом, Ральфом Хефферлином и Фредериком Перлзом в 1951 году. Теоретические основы гештальттерапии развивались с опорой на психоаналитическую теорию, теорию поля Курта Левина, холистические идеи Курта Гольдштейна и Ж. С. Смутса, восточные философские течения, психофизическую концепцию Вильгельма Райха, феноменологический подход Эдмунда Гуссерля, экзистенциальные идеи Мартина Бубера и, конечно, принципы гештальтпсихологии, изучением которой занималась Лора Перлз, один из основателей гештальттерапии.

Слово «гештальт» не имеет прямого перевода и означает ‘фигура’, а также ‘целостность’, ‘структура’ и ‘образ’. Важный принцип гештальттерапии, заимствованный из экспериментов по исследованию восприятия в гештальтпсихологии, состоит в подходе к человеку как к целому в его жизненном и социальном контексте, его семейной системе, телу. Второй важный принцип - формирование «фигуры и фона», основанный на экспериментах с восприятием. Отношение между фигурой и фоном формирует гештальт, систему и одновременно образ. Базовым положением гештальттерапевтического подхода является теория ментального метаболизма, в которой идея обмена веществ между организмом и средой как принцип функционирования живой открытой системы перенесена в область психической жизни.

Психика является функцией живого организма, возникающая в процессе развития на пути реализации естественных потребностей организма, и для развития человека необходимо получение каких-либо необходимых веществ из внешней среды. Аналогично материальному миру функционирует и обмен со средой психическими, социальными и эмоциональными феноменами. Человек как организм движим стремлением к удовлетворению потребностей, к гомеостазу, и это стремление является основой саморегуляции и организации жизни человека. Наиболее актуальная, важная в данный момент потребность человека формирует наиболее ясную фигуру и стремится к разрядке (удовлетворению). В естественном процессе жизни человека гештальты - структуры «фигура - фон» - создаются по мере актуализации потребностей и разрушаются по мере их удовлетворения. Например, когда человек управляет автомобилем по дороге домой с работы, для него перед началом поездки фигурой выступает потребность в определении кратчайшего маршрута, и гештальтом становятся настройка навигатора и выбор оптимального маршрута; но в случае, если он заметит зажегшуюся лампочку индикатора горючего, тревога и прошлый опыт организуют новый гештальт - его восприятие переструктурирует отношения фигур и фона, он начнет искать бензозаправку. В случае важного звонка от супруга снова происходит смена фигуры и переструктурирование его поля. Все эти гештальты будут оставаться открытыми во время поездки, в течение которой человек будет занят завершением этих гештальтов: разговором, заправкой автомобиля, управлением движением домой - действиями, которые позволяют удовлетворить актуализированные потребности. В случае здорового функционирования человек будет сохранять способность управлять фигурами и строить гештальты в адекватной связи с фоном, то есть удовлетворять свои потребности. Но в патологической ситуации при наличии незавершенного гештальта и хронического или острого напряжения нужна гештальттерапия - как практика сопровождения или восстановления и развития этих способностей.

Еще одна ключевая идея гештальттерапии, обеспечившая ей, в частности, распространение и популярность в развивающихся и меняющихся обществах, например на постсоветском пространстве, - идея творческого приспособления, способности человека адаптироваться к новой ситуации, развиваться. Принцип творческого приспособления понимается как процесс формирования нового решения, наилучшего решения из всех возможных, принцип стремления к хорошей форме. Так же как в рамках закона прегнантности гештальт стремится к целостности, «хорошей форме», человек стремится к удовлетворению своих потребностей, исходя из имеющихся в поле элементов.

При этом парадоксальным образом именно творческое приспособление также становится причиной страдания, в котором заложен незавершенный гештальт, и это страдание приводит человека за помощью к гештальттерапевту. Например, ребенок жизненными обстоятельствами поставлен в сложную ситуацию, когда происходит потеря одного родителя, а второй родитель, переживая утрату, становится подавленным и психологически недоступным. Ребенок, длительное время развиваясь в такой ситуации и имея потребности в близости и принятии, вынужден формировать у себя способности получения тепла и внимания и навыки обхождения с подавленным родителем с дефицитом ресурсов. В случае если адаптация произойдет не совсем удачно и потребности останутся неудовлетворенными, у выросшего ребенка будут сформированы и зафиксированы незавершенные гештальты, поддержанные неудовлетворенными потребностями. Позже, встречая взрослого, который каким-то бессознательным образом будет напоминать ему тот острый период в детско-родительских отношениях, человек будет стремиться повторить параметры того периода, при этом теряя способность осуществлять творческое приспособление к новым условиям. Например, в ситуации возможной близости и тепла с другим человеком оставшиеся невыраженными, неосознанными и незавершенными боль и ярость, связанные с утратой родителя, будут бессознательно воспроизводиться и препятствовать формированию новых отношений. Таким образом, сформированное ранее незавершенное действие, неудовлетворенная потребность стремятся к завершению, разрешению, но зафиксированная потребность приводит к фиксации этого напряжения. Такие незавершенные гештальты могут стать причиной хронического телесного напряжения, социальной дезадаптации, эмоциональных нарушений и др.

Эффект Зейгарник, или эффект незавершенного действия, который лег в основу этой идеи, был открыт патопсихологом Б. В. Зейгарник, ученицей гештальтпсихолога и основателя теории поля К. Левина, и состоял в том, что люди лучше запоминают прерванные действия, чем завершенные. Также в более поздних работах Биренбаум, М. Овсянкиной и Слиосберг было показано, что символические, эквивалентные способы или фантазии и мечты также позволяют завершить незавершенное действие, являются замещающими к прямому действию и приводят к снижению напряжения неудовлетворенной потребности в системе «фигура - фон» и завершению (разрушению) гештальта.

Гештальттерапия сегодня является интегративным подходом, включающим в себя теорию личности - теорию селф, философские основания, представления о «невротическом», о сопротивлении. Идея основателя подхода Фредерика Перлза состояла в том, что гештальттерапия - это прежде всего практическое направление оказания помощи, и, конфронтируя с психоанализом, Перлз мало поддерживал теоретизирование, что оказывает влияние на развитие теории гештальттерапии и сегодня. В то же время развитие осознавания, как и в психоанализе, считается важным целебным принципом гештальттерапии, при этом задачей гештальттерапевта является поддерживать процесс осознавания, творческого приспособления «здесь и сейчас».

Итак, завершенный гештальт теряет свою энергию, свое напряжение и становится фоном, ассимилируется и забывается. Незавершенный гештальт - зафиксированное напряжение, остановленное возбуждение, прерванное дело - остается на переднем плане внимания и структурирует восприятие и переживание ситуации. Если вы хотите завершить гештальт - осознайте свой гештальт, найдите себя в пространстве поля «фигура - фон», заметьте свою потребность, верните свою способность к творческой адаптации и либо прямым, либо замещающим действием осознанно и спонтанно завершите, разрушьте имеющийся гештальт.



error: Контент защищен !!